• На портал
  • Главная форума
  • Весь Форум
    • Помощь
  • Выслуга
  • Календарь
  • Вход
  • Регистрация

Как поддержать форум NachFin.info
Подробнее здесь >>>
*21 Декабря 2025 21:25:20
         

Прямая линия с В.Путиным 2025 - что сказал президент важного для военных и семей


Владимир Путин подводит итоги года в совмещенном формате прямой линии и большой пресс-конференции. Мероприятие началось в 12:00 мск
К главе государства уже поступило более 2,5 млн обращений в различных форматах.
Штаб Народного фронта принял более 2 млн. 532 тыс. обращений граждан к президенту России в преддверии программы «Итоги года с Владимиром Путиным».
Видео трансляция доступна:

Итоги года с Владимиром Путиным - текстовая версия здесь -http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/78815
Подробнее...
Добро пожаловать, Гость!
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя:
Пароль:
  • Форум NachFin.info для военных »
  • Новости. Работа сайта. »
  • Работа сайта ... »
  • Календарь (Модератор: Хмур) »
  • 75 лет назад, 15 декабря 1938 года, погиб великий пилот ХХ века Валерий Чкалов

Рассчитать денежное довольствие Den'Gy online Калькулятор выслуги лет (стажа) военнослужащего на пенсию Рассчитать военную пенсию - Пенсия online Рассчитать жилищную субсидию (единовременную выплату) на приобретение или строительство жилого помещения для военных

Перевозка имущества военнослужащих

Военная ипотека


« предыдущая тема | следующая тема »
  • Печать
Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: 75 лет назад, 15 декабря 1938 года, погиб великий пилот ХХ века Валерий Чкалов  (Прочитано 1954 раз)

0 Пользователи и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн LuftwaffeАвтор темы

  • Профи
  • *****
  • Сообщений: 1 394
  • Карма: +173/-1
  • Пол: Мужской
  • Все выше и выше ...
  • Награды За 1000 сообщений Третье место в конкурсе "Лучший профиль Форума" 2012
75 лет назад, 15 декабря 1938 года, погиб великий пилот ХХ века Валерий Чкалов
« : 15 Декабря 2013 17:41:08 »
75 лет назад, 15 декабря 1938 года, погиб великий пилот ХХ века Валерий Чкалов

(кликните для показа/скрытия)
Теперь, спустя вереницу истекших лет, когда со страной и со всеми нами столько всего стряслось, а та трагедия в московском небе все равно не затерлась в прошлом, не забылась, и, когда выплыли из спрессованных архивов прежде секретные сведения, проливающие свет на тот далекий день. Все происшедшее складывается в логичном и объяснимом порядке. Именно в порядке – даже и вполне предсказуемом, потому что не случайность, не внезапно возникшие роковые обстоятельства погубили летчика, обладавшего громадным и уникальным опытом.

Что же именно привело к трагическому исходу… Многое. То, чего не должно было случиться, чего быть не должно. Но готовили трагедию и объективные обстоятельства.

Накануне

Более всего, пожалуй, торопило время. Гремела броней Германия. Ее новый истребитель «Мессершмитт» был великолепно вооружен и уже слыл самой быстрой военной машиной в мире. У нас ничего похожего нет. Просто позарез был нужен новый истребитель, способный вести с ним дуэль на равных. «И-180» Николая Поликарпова обещал стать именно таким истребителем. На московском заводе построен единственный, опытный экземпляр со специально для него сконструированным двигателем. За созданием новой машины пристально следит из Кремля вождь. Все его окружение в напряженном ожидании – рядом. Поликарпова, директора завода Усачева постоянно торопили, подталкивали и они делали все возможное и невозможное: не дай бог, обвинят в саботаже… Поднять новый самолет в воздух должен был Чкалов.

Без событий 12 декабря в расследовании трагедии, случившейся через три дня, не обойтись. Тогда было еще не поздно выправить крутой перелом в судьбе великого летчика, но только теперь, именно 12 декабря Чкалов ступил на путь, выложенный для него.

В тот день ведущий инженер по испытаниям завода Лазарев сообщил Чкалову, что сборка самолета идет со страшным скрежетом – один дефект неумолимо вытягивает за собою другой, и о давлении со стороны наркомата и главного управления авиационной промышленности тоже рассказал. Спокойно работать, взвешивая каждый шаг, невозможно. Чкалов тогда успокоил молодого инженера: новая машина и не может возникнуть без напряженных усилий. То, что дефекты появляются – нормально, их бояться не следует. Нельзя оставлять «на потом».

Подошло воскресенье, 12-е. Сильного мороза не было, снега тоже. Чкалову сообщили, что утром подписан акт о готовности опытного самолета к первому испытанию. Понимал ли он, что машина на самом деле к полету не готова? Можно не сомневаться: понимал. Но при этом безгранично верил в конструкторов и инженеров – не могли те подписать такой акт, если бы существовала затаенная опасность.

На летно-испытательной станции центрального аэродрома неожиданно для Чкалова собралось необыкновенно много народа и это очень ему не понравилось, хотя он и сознавал, почему собрался народ: первый полет секретного истребителя, которого давным-давно ждали, не мог не вызвать такой интерес. Тот же Лазарев доложил, что самолет и новый двигатель М-88 тщательно осмотрены и к вылету готовы. Когда мотор запустили, Чкалов долго прислушивался к его мерному, мощному рокоту – казалось, он слышит каждый из четырнадцати цилиндров отдельно… Потом он проверяет на стоянке отдельно рули поворотов и рули высоты хвостового оперения. Все безотказно.

Краснокрылая машина выруливает на взлетную полосу и начинает разбегаться. И вдруг резко тормозит. В толпе – полное недоумение. В последнюю минуту Чкалов получил приказ: немедленно вернуться на стоянке. Летчик раздосадован, он уже жил предстоящим полетом. Неожиданно рычаг переключения скорости при движении вперед как бы провалился, а мотор вместо положенного в этом случае набора мощности стал резко сбавлять обороты. И замер.

Никто не скажет, что в ту минуту почувствовал пилот. Несомненно одно: он подумал, что это могло случиться в воздухе. Планировать с отключенным двигателем эта машина изначально, по сути своей, не могла.

Но кто и почему так непостижимо вовремя отменил полет? Ни один из присутствовавших в тот день на аэродроме не знал – да и не мог знать, что бумага шла под грифом «совершенно секретно»: без лишних слов и каких-либо околичностей нарком внутренних дел Берия сообщал наркому обороны Ворошилову: «Распоряжением директора завода НКОП №156 Усачева, на центральный аэродром вывезен с наличием 48 дефектов, отмеченных протоколов отдела технического контроля, новый истребитель «И-180», конструкции инженера Поликарпова.

На машине нет ни одного паспорта, так как начальник технического контроля… Яковлев их не подписывает до устранения всех дефектов… По мнению источника, имеющиеся дефекты могут грозить катастрофой самолета в воздухе». И все-таки Яковлев, под давлением директора завода (а на того-то как сверху давили!) разрешил полет на малых скоростях.

Ворошилов наложил резолюцию: «Запросить т. Кагановича М.М.». А тот и сам, впрочем, как и Ворошилов, дергал и торопил руководство завода к скорейшему испытанию. Тайный приказ, последовавший из наркомвнудел, подоспел буквально в последнее мгновение. Чкалов той бумаги, продлившей его жизнь еще на три дня, так никогда и не увидел. Сталину о ней было доложено.
Чкалов был другим человеком. Он знал, что от него ждут этого полета, давно ждут и не мог отказаться. Вернее – мог, но не хотел
Чкалов был другим человеком. Он знал, что от него ждут этого полета, давно ждут и не мог отказаться. Вернее – мог, но не хотел
Фото: РИА Новости

Первый – последний день

Было раннее утро, Чкалов спал дома, когда позвонили с аэродрома и попросили срочно приехать. Вскоре его темно-синий «паккард», подаренный вроде бы правительством, а на самом деле Сталиным, ведомый личным шофером летчика-комбрига Чкалова, летел мимо Маяковки, потом по Беговой. Постовые хорошо знали машину и лихо козыряли, пропуская ее и сдерживая, если было нужно, других.

На летной станции, на фоне только что обильно выпавшего снега, издалека светился ярко-красный истребитель. Самолет показался Чкалову еще более красивым. Даже и стоя на месте, машина представлялась стремительной. Удивило, что рядом, размахивая руками и покрикивая, суетился сам директор завода. Было очень морозно.

В комнате летчиков Чкалов прочитал акт, составленный накануне замом главного конструктора, ведущим инженером по производству и начальником ОТК завода. В нем говорилось, что все дефекты, о которых сообщалось в специальной ведомости, не являются препятствием для первого вылета. Однако: вылет следует производить не убирая шасси и с ограничением скоростей и перегрузок. Чкалов во всем этом ощутил напряжение.

Он не знал одного, чрезвычайно важного обстоятельства: начальник летно-испытательной станции по указанию директора завода написал докладную, в которой говорилось, что программа наземных испытаний нового самолета по большинству позиций не выполнена. Понятно, что именно означает докладная: самолет по-прежнему не готов к испытаниям.

То напряжение, меж тем, беспокоило летчика. По любому, с какой стороны ни посмотреть, ему надо было отказаться от полета. Так, несомненно бы, поступил другой выдающийся летчик, но старший и более опытный – Михаил Громов. Тот заставил бы довести самолет до ума, потребовал бы полностью провести испытания на земле и добиться устранения всех дефектов – ведь боевые пилоты будут и должны летать на доведенных машинах – и потому только такие и надо испытывать!

Чкалов был другим человеком. Он знал, что от него ждут этого полета, давно ждут и не мог отказаться. Вернее – мог, но не хотел. И это было уже его личное решение. Он считал. Что перед ним поставлена боевая задача и отдан боевой приказ.

Стоял сильный мороз – минус 25, на небе ни облачка. Чкалов обошел истребитель вокруг, словно прикладываясь и как-то иначе оценивая – некоторым так показалось, потом надел парашют и приказал механику Куракину, сидевшему в кабине самолета, запускать двигатель. Чкалов стоял и вслушивался в работу мотора на разных оборотах и, по всей видимости, остался удовлетворенным вполне. Механик, выбравшись из самолета, сообщил, что из-за сильного мороза мотор быстро стынет, даже и продолжая работать на малых оборотах. Чкалов кивнул. Опробовав машину в разбеге по полосе и резко затормозив, он тщательно проверил действие рулей. После этого самолет замер на старте.

Набрав пятьсот метров высоты, пилот, покачав крыльями, проверил элероны, управляющие креном самолета и пошел на первый разворот – неторопливое, плавное скольжение по кривой, потом на второй, более крутой. Все это происходило в пределах границ Центрального аэродрома. Знаменитый летчик-испытатель Владимир Коккинаки, летевший в то самое время поблизости, увидел алую машину Чкалова совсем близко от себя и отчетливо разглядел, как Чкалов поднял левую руку в перчатке с воздетым большим пальцем. Коккинаки стал последним, кто видел Чкалова живым. За две минуты до катастрофы.

Внезапно самолет Чкалова сильно тряхнуло и с земли увидели, как он выстрелил черный сгусток недоработанного горючего. Верный признак того, что мотор остывает… Охлаждающее устройство предусматривалось, но изготовить его не успели.

Чкалов повел машину на снижение, двигатель снова выстрелил и резко сбавил обороты. Машина самопроизвольно, не поддаваясь управлению, стала стремиться к земле… Впереди, прямо по курсе показалось какое-то явно жилое строение… Чкалов заложил, насколько было возможно, крутой левый вираж, чтобы в него не врубиться. Посадочная полоса осталась справа… Внезапно перед ним вырос деревянный барак, самолет ударился крылом в столб, летчика вместе с сиденьем выбросило из самолета и падая, он ударился головой о торец штабеля металлической арматуры…

Набежало много народу, но в Боткинскую больницу пилота, стекающего кровью, доставили быстро. Только он уже не дышал.

Потом

После гибели Чкалов удачливая до той поры судьба конструктора Поликарпова круто переменилась. Самолет надежд – «И-180» не пошел. Во время испытания второго образца, уже на земле, самолет внезапно скаповтировал – перевернулся, но пилот, по счастью, не пострадал. На третьей машине едва не погиб отличный летчик А. Прошаков: самолет попал в перевернутый штопор. На испытаниях третьей машины погиб отличный летчик Томас Сузи. Друг Чкалова, сам замечательный пилот Георгий Байдуков сказал, что Чкалов, если бы был жив, все же сумел бы в конце концов довести самолет.

Замечательный авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов, создатель первого отечественного истребителя и ряда других отличных самолетов, после последних своих неудач тяжело заболел. Наверное, он мог бы еще пожить, но на пике болезни правительство закрыло все его перспективные работы и лабораторию вместе с сотрудниками и разработками передало Лавочкину. Это ускорило появление нового великолепного истребителя «Ла-5», ставшего грозой для врага в годы Великой Отечественной.

А Чкалова все равно не хватало.
Записан

  • Печать
Страницы: [1]   Вверх
« предыдущая тема | следующая тема »
  • Форум NachFin.info для военных »
  • Новости. Работа сайта. »
  • Работа сайта ... »
  • Календарь (Модератор: Хмур) »
  • 75 лет назад, 15 декабря 1938 года, погиб великий пилот ХХ века Валерий Чкалов
 


* Чат НачФин.info

Обновить История
  • Чат для общения, серьезные вопросы задавайте в форум. Там на них ответят профессионалы и ответы сохранятся...
  • lancepok: cr0wn, ответил Вам в теме.
    14 Декабря 2025 20:31:05
  • cr0wn: Есть ли ограничение по СРОКАМ при реализации права изменить место жительства,указанные в п.14 ст.15. закона "О статусе военнослужащих"?
    14 Декабря 2025 17:34:41
  • lancepok: Абдугафор, пункт 17 статьи 15 ФЗ ОСВС, это не про "получить выплату на жильё", а про "предоставить жильё или жилищную субсидию вне очереди тем, кто уже поставлен на учет нуждающихся в постоянном жилье". Подробнее см. тему Военнослужащие, имеющие детей инвалидов. Можете Вы попасть на этот учет имея менее 20-ти календарных лет службы зависит от того, когда у Вас был заключен первый контракт "до 1998 г" или "после 1998 г", а так же от Вашего соответствия ст.ст. 51 и 53 ЖК РФ. Подробности см. в теме Признание нуждающимся в получения постоянного жилья (постановка на учёт) и других темах раздела "Постоянное" жильё.
    06 Декабря 2025 19:22:01
  • Абдугафор: Доброго времени суток. Являюсь действующим военнослужащим, выслуга более 10 лет. С супругой воспитываем троих детей один из которых ребенок-инвалид. Вопрос, могу ли я при наличии данной выслуги лет получить выплату на собственное жилье на основании "Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 437-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", а именно абзац пятый пункта 17 статьи 15 после слова "детей" дополнить словами "либо одного и более ребенка-инвалида"?!
    06 Декабря 2025 14:26:45
  • lancepok: Andreigood, см. тему Увольнение в период частичной мобилизации.
    06 Декабря 2025 11:42:20
  • Andreigood: Здравствуйте. Мою должность сократили, могу ли я уволится на седнешний момент?
    06 Декабря 2025 11:18:13
  • lancepok: Maya, см. темы инвентаризационная комиссия и Инвентаризация 2011 ... 2017: вопросы и ответы.
    05 Декабря 2025 11:23:16
  • Maya: Добрый день! Могут ли быть привлечены к инвентаризации вещевого имущества иные работники, не являющиеся членами инвентаризационной комиссии, для оказания технической помощи (перемещения тяжелых мешков, коробок) в соответствии с законодательством РФ?  Будет ли данное привлечение работников, не являющихся членами инвентаризационной комиссии, считаться нарушением приказа Министра обороны №560?.  Есть ли соответствующая данному вопросу судебная практика?  Спасибо заранее за ответ.
    05 Декабря 2025 08:56:51
  • lancepok: Имеете. Подробности в теме Расчет выслуги лет для пенсии.
    29 Ноября 2025 13:47:05
  • Иван3289122: Всем здравствуйте. Есть 20 льготных лет выслуги, имею ли я право на пенсию?
    29 Ноября 2025 10:54:10
  • Владимир 22: спасибо
    22 Ноября 2025 13:54:03
  • lancepok: Владимир 22, если коротко, то без признания детей жены членами Вашей семьи, находящимися на Вашем иждивении - нет. Рекомендую почитать тему Опять иждивение!!! и раздел "Постоянное" жильё.
    22 Ноября 2025 11:02:18
  • Владимир 22: Здравствуйте! Подскажите, возможно ли оспорить отказ «Росжилкомплекса» в признании нуждающимся в жилом помещении. Суть вопроса: в 2022 году был обеспечен жилищной субсидией на 1 человека для приобретения жилья в г. Москва 33 кв. метра. Жилье до настоящего времени не приобрел- убыл на СВО. в 2022 после получения субсидии, перед убытием на СВО зарегистрировал брак (женился на женщине с 2 детьми). в апреле 2025 года у нас родился общий ребенок. 11 ноября 2025 года сдал в «Росжилкомплекс» заявление о признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства г. Москва, должностные лица «Росжилкомплекса» озвучили, что будет отказ ввиду того,  что я уже обеспечен жилищной субсидией на 33 кв. метра жилой площади, учетная норма обеспечения жилой площадью в Москве 10 кв. метров на 1 человека. Состав моей семьи – 3 человека * 10 кв. метров= 30 кв. метров - Обеспечен с запасом. Сведения о себе: выслуга – 30 календарных лет, увольняюсь по состоянию здоровья – категория Д, ориентировочная дата увольнения – конец февраля. Совместно со мной проживают 2 ребенка жены от 1 брака (11 и 8 лет), бывший муж моей супруги действующий военнослужащий.
    22 Ноября 2025 07:38:53
  • red foxy: Добрый день!есть у кого новая форма 3РТГ? AXOvoenkomat.IVANOVO@yandex.ru поделитесь если есть такая возможность, заранее спасибо.
    21 Ноября 2025 12:26:46
  • alexxxmil: Есть изделие на Газели, также в составе есть агрегат питания, бак общий. Как правильно списывать топливо при работе от агрегата?????? spasibo
    19 Ноября 2025 22:23:39
  • lancepok: red foxy, почитайте тему Служба ГСМ и раздел Автослужба, возможно там что-нибудь есть по этому вопросу.
    19 Ноября 2025 13:11:50
  • red foxy: Добрый день, подскажите приказ МО РФ или  где можно уточнить годовые нормы расхода моторесурсов для отчета по службе гсм (3ртг)
    19 Ноября 2025 10:54:51
  • Julia0: Доброго времени суток, я являюсь провизором (высшее фармацевтическое образование), предлагают вакансию заведующего аптекой в ВЧ, но должность там, согласно ВУС, требует среднего фарма образования. Поэтому и заработная плата будет выплачиваться согласно ВУС как для специалиста со среднем образованием. Помимо этого, положены выплаты согласно приказа от 2 июня 2014 года N 380:  (Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан" в 2014 и последующих годах в Министерстве обороны Российской Федерации)  Вопрос заключается в следующем, скажите пожалуйста, при расчете стимулирующих выплат чем руководствуются? Военно-учетной специальностью (вус) должности, или фактическим образованием сотрудника, в моем случае - это высшее фармацевтическое образование?
    15 Ноября 2025 01:54:52
  • Виктор Леонидович: Добрый день , моя должность называется старший помощник начальника кинологической группы (ветеринарный врач), по приказам мне положена надбавка 20 процентов , я обошел всех по этой надбавке, ее финансисты пропускают, но не пропускают только юристы ввиду только того, что должность в скобочках, аргументированно ли это ?? Но никто не дает ответа, где прописано это по скобочкам? ВУС у меня ветеринарный и должностные ветеринарные и приказ на год делается на меня о возложении этих обязанностей. Помогите выбить надбавку.
    13 Ноября 2025 16:16:05
  • helen0909: Как внести данные в Алушту? Есть ли контакты к кому можно обратиться? Писали рапорт на внесение изменений, но у нас нет доступа к Алуште!
    09 Ноября 2025 13:33:36


www.pogranec.ru VoenSud.Ru


  • Карта форума
  • RSS
  • Мобильная версия
  • Форум о военных финансах © NachFin.info, 2011 | Тема форума NaсhFin от 0daliska
  • SMF 2.0.19 | SMF © 2011, Simple Machines | SimplePortal 2.3.3 © 2008-2010, SimplePortal

Страница сгенерирована за 0.063 секунд. Запросов: 28.