• На портал
  • Главная форума
  • Весь Форум
    • Помощь
  • Выслуга
  • Календарь
  • Вход
  • Регистрация

Как поддержать форум NachFin.info
Подробнее здесь >>>
*15 Июня 2025 23:50:17
         

Правовой блог - о законности отказа в переводе в/сл к новому месту службы.


Порядок и условия перевода военнослужащих к новому месту службы, возможные причины отказа и судебная практика.
В выпуске:
I. Нормативная основа перевода военнослужащих
• Законодательные акты, регулирующие перевод военнослужащих
• Основания для перевода (служебная необходимость, здоровье, семья...)
• Ключевое значение согласия командования
II. Практика принятия решений командованием
• Правовые аспекты и нюансы процесса перевода
• Особенности ситуаций, связанных с состоянием здоровья военнослужащего и членов его семьи
III. Примеры из судебной практики
• Анализ конкретных примеров споров между командованием и военнослужащими
• Основные аргументы сторон и итоговые выводы судов
IV. Важность официального медицинского заключения
• Необходимость заключения военно-врачебной комиссии (ВВК)
• Последствия отсутст...
Подробнее...
Добро пожаловать, Гость!
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя:
Пароль:
  • Форум NachFin.info для военных »
  • Архив форума »
  • Архив 2012 год (Модератор: edkudin) »
  • Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи

Рассчитать денежное довольствие Den'Gy online Калькулятор выслуги лет (стажа) военнослужащего на пенсию Рассчитать военную пенсию - Пенсия online Рассчитать жилищную субсидию (единовременную выплату) на приобретение или строительство жилого помещения для военных

Перевозка имущества военнослужащих

Военная ипотека


« предыдущая тема | следующая тема »
  • Печать
Страницы: 1 ... 4 5 [6] 7   Вниз

Автор Тема: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи  (Прочитано 34190 раз)

0 Пользователи и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Император

  • Профи
  • *****
  • Сообщений: 6 657
  • Карма: +289/-33
  • Награды Второе место в номинации новогоднего конкурса Начфин.инфо 2013-2014 Медаль "За финансовую помощь НачФин.инфо" пожертвовавшим от 300 руб
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #75 : 29 Августа 2012 23:18:37 »

Видите Никозавр ваш подопечный первый начал про грамотность. А вот про промазал....выдает юношеский максимализм. :D :D
Записан

Оффлайн nikozavr

  • Профи
  • *****
  • Сообщений: 7 116
  • Карма: +329/-79
  • Пол: Мужской
  • ВВС - страна чудес!!!
  • Награды Первое место место в номинации в конкурсе "Могучая кучка нашего форума 2010 За более чем 7000 сообщений Второе место место в номинации в конкурсе "Могучая кучка нашего форума 2010 Выдается пользователям имеющим сертификат (смотрите тему Сертификаты в разделе Р
    • военная ипотека
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #76 : 29 Августа 2012 23:38:05 »
Да перестаньте провоцировать людей. Человек высказывает свое независимое мнение: мы знаем, если оно расходится с Вашим и желтой газеты - Вы нервничаете. Спокойно. Россия поднимается с колен!
Записан

Оффлайн Император

  • Профи
  • *****
  • Сообщений: 6 657
  • Карма: +289/-33
  • Награды Второе место в номинации новогоднего конкурса Начфин.инфо 2013-2014 Медаль "За финансовую помощь НачФин.инфо" пожертвовавшим от 300 руб
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #77 : 29 Августа 2012 23:40:16 »
Никозавр Вы так удачно троллите сегодня.
Зачет многие ложатся спать от души посмеявшись на коленями и Вашими попытками встать на карачки.
Записан

Оффлайн teoretik

  • Профи
  • *****
  • Сообщений: 1 544
  • Карма: +54/-5
  • Награды За 1000 сообщений
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #78 : 30 Августа 2012 00:01:28 »
Император Вы так перефразировали фразу " Россия поднимается с колен!"  ?

Цитировать
Вашими попытками встать на карачки

ну да патриот так патриот..
Записан

Оффлайн nikozavr

  • Профи
  • *****
  • Сообщений: 7 116
  • Карма: +329/-79
  • Пол: Мужской
  • ВВС - страна чудес!!!
  • Награды Первое место место в номинации в конкурсе "Могучая кучка нашего форума 2010 За более чем 7000 сообщений Второе место место в номинации в конкурсе "Могучая кучка нашего форума 2010 Выдается пользователям имеющим сертификат (смотрите тему Сертификаты в разделе Р
    • военная ипотека
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #79 : 30 Августа 2012 12:30:23 »
Император, Ваша неудачная попытка изменить позу не оправдывает Ваши грамматические ошибки!
Записан

berkut_64

  • Гость
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #80 : 30 Августа 2012 12:50:27 »
  Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи — часть III

И очень трудный путь к новому облику Вооруженных Сил

Продолжение.

В целом, как уже отмечалось ранее в данном материале, конечной целью преобразований, осуществляемых в армии и на флоте России, является создание современных, хорошо обученных и подготовленных, оснащенных новыми, совершенными образцами вооружений и военной техникой ВС.
(кликните для показа/скрытия)
Основные направления

Конкретными направлениями проводимой с октября 2008 года реформы стали:

    сокращение численности Вооруженных Сил России с 1,35 миллиона человек в 2007-м до одного миллиона к 2012-му;
    ликвидация кадрированных соединений Сухопутных войск (СВ) и превращение всех соединений в силы постоянной готовности, одновременное сокращение количества частей и соединений ВС и военных баз, то есть фактически отказ от массовой мобилизационной армии в пользу более профессиональной и боеготовой;
    изменение должностной структуры личного состава, приведение ее в нормальный «пирамидальный» вид, сокращение численности офицеров с 335 тысяч до 150 тысяч (позже порог повышен до 220 тысяч), ликвидация института прапорщиков;
    формирование принципиально новой системы управления ВС, создание вместо прежних шести военных округов (ВО) четырех межвидовых Объединенных стратегических командова-ний (ОСК) при сохранении нескольких родов ВС центрального подчинения – Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), Войск воздушно-космической обороны (ВВКО) и Воздушно-десантных войск (ВДВ);
    перевод СВ на бригадную структуру с упразднением дивизионного, корпусного и армейского звеньев;
    реорганизация ВВС и ПВО с упразднением армий, корпусов, дивизий и авиационных полков и переход на систему авиационных баз (АвБ) и бригад ВКО;
    централизация системы подготовки кадров путем трансформации 65 военных учебных заведений в 10 «системных» военных вузов;
    радикальное сокращение центрального аппарата и органов военного управления МО РФ, а также частей обеспечения и обслуживания в общей сложности с 51,3 тысячи человек до 13,4 тысячи;
    передача на аутсорсинг гражданским организациям системы тылового обеспечения войск;
    резкая интенсификация боевой подготовки, радикальное увеличение количества учений всех уровней – от индивидуального и тактического до проведения ежегодных маневров стратегического масштаба;
    принятие новой Государственной программы вооружения (ГПВ) на период 2011–2020 годов, в ходе реализации которой войска должны быть практически полностью переоснащены на новые (при этом на 70 процентов – на современные) вооружения и военную технику;
    значительное увеличение денежного довольствия военнослужащих и решение жилищной проблемы в ВС с целью резкого повышения престижа военной службы.

Остановимся подробно на некоторых из этих направлений, прежде всего связанных со структурными изменениями в Вооруженных Силах.

Важные детали

1. Сокращение численности ВС и офицеров. Одно из самых очевидных, хотя, конечно, далеко не самое важное проявление реформы состоит в заметном уменьшении численности ВС, включая и офицерский корпус. Планировалось к 2016 году довести этот показатель до одного миллиона человек (с 1,35 миллиона на момент начала реформы), однако он был достигнут уже к 2012 году.



Численность офицерского корпуса первоначально определялась на уровне 150 тысяч (при имевшихся на 2008-й 335 тысячах офицерских должностей), а затем эту планка подняли до 220 тысяч. При этом фактические сокращения оказались меньшими – из указанных 335 тысяч офицерских должностей 40 тысяч де-факто являлись вакантными и были упразднены до конца 2009 года. Кроме того, 26,7 тысячи офицеров к концу 2008-го достигли предельного возраста пребывания на военной службе и подлежали увольнению по данной причине, в 2009-м предельного возраста достигли еще 9,1 тысячи офицеров. В армии на 2008 год служили также 7,5 тысячи офицеров, которых призвали на два года после окончания гражданских вузов и должны были уволить по окончании срока службы (впредь такие специалисты призываться не будут).

Параллельно с сокращением численности армии приводится к норме ее структура по должностным категориям. «Яйцеобразная» дореформенная структура, где преобладали полковники и подполковники, численность которых превышала количество младших офицеров, трансформируется в нормальную «пирамидальную» структуру. Если на 1 сентября 2008 года в ВС насчитывались 1107 генералов и адмиралов, то к 2012-му их осталось 610. Число полковников уменьшается до 7,7 тысячи человек, майоров – до 25 тысяч, капитанов – с 90 тысяч до 42 тысяч. Численность лейтенантов и старших лейтенантов в ВС, напротив, должна возрасти с 50 тысяч до 62 тысяч.

В 2009 году был фактически ликвидирован институт прапорщиков и мичманов, число которых уменьшилось со 142 тысяч до 118,7 тысячи. Причем до 20 тысяч прапорщиков, которые занимали командные должности, получили офицерские назначения, остальных уволили или перевели на должности сержантов.

2. Создание ОСК. В военно-административном и организационном отношении наиболее значительной реформой стало произведенное в 2010 году упразднение системы «традиционных» военных округов. Вместо шести «старых» ВО созданы четыре новых «больших» военных округа и соответствующие им четыре ОСК.

На базе Московского и Ленинградского ВО сформирован Западный военный округ (ОСК «Запад», управление в Санкт-Петербурге), в состав которого входят войска двух прежних военных округов, Северный и Балтийский флоты. Прежний Северо-Кавказский ВО преобразуется в Южный военный округ (ОСК «Юг», управление в Ростове-на-Дону) с подчинением ему Черноморского флота. На базе Приволжско-Уральского ВО и западной части Сибирского ВО создается Центральный военный округ (ОСК «Центр», управление в Екатеринбурге). Путем слияния оставшейся части Сибирского ВО и прежнего Дальневосточного ВО создается Восточный военный округ (ОСК «Восток», управление в Хабаровске), в состав которого вошел Тихоокеанский флот.


Эти четыре командования соответствуют основным стратегическим направлениям, которые рассматриваются современной российской военной мыслью как основные направления потенциальных угроз и потенциальные театры военных действий (ТВД) – Запад, Юг, Восток, а ОСК «Центр», видимо, будет играть роль своего рода «континентального резерва».

Идея создания ОСК состоит в формировании объединенных, «совместных» (Joint), «интегрированных» разновидовых группировок на самостоятельных стратегических направлениях (ТВД). В состав этих группировок под единым командованием должны входить все силы СВ, ВДВ, ВВС, ПВО и ВМФ, дислоцированные на территории ОСК.

Формирование системы взаимодействия разнородных сил и средств в современной войне требует создания и соответствующих постоянных объединенных органов управления на оперативном и стратегическом уровне, и постоянных соответствующих разновидовых объединенных группировок. Именно это и находит свое выражение в образовании ОСК. В новой модели командования видов ВС и родов войск фактически превращаются в управления соответствующих родов, сохраняя за собой все основные функции в организации строительства, комплектования, боевой подготовки войск, но лишаясь непосредственного оперативного руководства ими.

3. Реорганизация СВ. Основная философия реорганизации СВ заключается в отказе от традиционной русской и советской модели массовой мобилизационной армии (то есть представляющей собой в основном соединения, подлежащие полному развертыванию только по мобилизации) и в переходе к содержанию в мирное время полностью укомплектованной армии на основе частей постоянной боевой готовности.

Советская армия 80-х годов имела четыре категории танковых и мотострелковых дивизий в зависимости от степени их укомп-лектованности личным составом в мирное время. При этом лишь около 50 подобных соединений примерно из 200 имевшихся относились к так называемой категории «А», то есть были уже на сто процентов укомплектованы личным составом и готовы к немедленному вступлению в боевые действия. Остальные более 150 дивизий (категорий «Б», «В» и «Г») требовали частичного или полного укомплектования призываемыми по мобилизации запасниками и достаточно длительного периода на развертывание по штатам военного времени. Кроме того, существовали и полностью «свернутые» по личному составу запасные дивизии (после 1989 года их аналогом были базы хранения вооружения и техники дивизионного или бригадного комплекта – БХВТ).

http://vpk-news.ru/site_media/images/2012/08/27/04-03.jpg
Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи


Такая смесь частей постоянной готовности и подлежащих мобилизации (в разной степени «свернутости») сохранялась в России до 2009 года. Таким образом, расформированию подлежали части неполного состава (кадрированные). Все соединения Российской армии по новому облику должны быть полностью укомплектованы личным составом и являться силами постоянной готовности.

Существенный шаг – переход к бригадной структуре СВ и к «трехзвеньевой структуре» организации командования: военный округ – оперативное командование – бригада. Вместо существовавших дивизий и общевойсковых армий (ОА), а также армейских корпусов бригады по первоначальному замыслу реформирования должны были объединяться под управлением оперативных командований (ОК). На основе имевшихся девяти ОА планировалось создать восемь ОК. Однако в 2009–2010 годах мероприятия по формированию таких командований осуществлены не были и управления армий в итоге решили сохранить.

В течение 2009 года 23 дивизии расформировали, а взамен их и бригад к 1 декабря 2009 года создали 40 развернутых бригад и военных баз бригадного состава – всего четыре танковые бригады, 35 мотострелковых бригад (мсбр) и одна бригада прикрытия (по сути укрепрайон). Из соединений дивизионного уровня сохранились только 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия (пулад) на Южных Курилах (переформирована в бригаду в 2011-м) и 201-я военная база в Таджикистане (переформирована в бригаду в конце 2010-го).

Из 35 мсбр десять существовали до 2008 года, 21 бригаду сформировали на основе мотострелковых дивизий, а еще четыре бригады развернули из баз хранения. В 2010-м было сообщено о планах формирования дополнительно еще шести мсбр, а также минимум одной инженерной и одной зенитной ракетной бригады. Все новые бригады являются полностью соединениями постоянной готовности.

Таким образом, количество частей постоянной готовности за год номинально возросло с 13 до 100 процентов. Фактическая укомп-лектованность сформированных соединений по личному составу колеблется от 95 до 100 процентов со стопроцентными запасами техники и других материальных средств.

Всего к концу 2009 года было создано 85 бригад. Помимо указанных выше общевойсковых соединений, к ним относятся девять ракетных, девять артиллерийских, четыре ракетные артиллерийские, девять зенитных ракетных бригад, одна инженерная бригада, а также бригады связи, радиоэлектронной борьбы и другие. Особое положение сохраняют семь бригад спецназа, а в качестве экспериментального соединения в Моздоке на Северном Кавказе создана разведывательная бригада (по данным СМИ, это 100-я отдельная разведывательная бригада – 100 орбр).

Бригадная реорганизация разбита на два этапа. На первом, в основном завершенном к 1 декабря 2009 года, были сформированы сами новые бригады по достаточно компромиссным штатам на основе имеющихся вооружения и боевой техники. В дальнейшем к 2015 году намечается осуществить реорганизацию ныне сформированных соединений в бригады трех типов: «тяжелые» мотострелковые, «средние» мотострелковые и «легкие».

«Тяжелая» бригада должна являться основным соединением СВ постоянной готовности и оснащаться гусеничной техникой. «Средняя» (мобильная) бригада будет оснащаться полностью колесной бронетехникой и служить средством быстрого реагирования. «Легкая» бригада станет высокомобильным соединением, передвигающимся на легких бронированных машинах. В 2010 году началась экспериментальная отработка новых штатов «тяжелой», «средней» и «легкой» бригад. По результатам исследований все бригады СВ ожидает второй этап реорганизации. Новым типом соединений являются разведывательные бригады, первая из которых (100-я) и была в конце 2009 года сформирована в Моздоке.

Основным резервным компонентом СВ становятся существующие базы хранения и ремонта вооружения и военной техники, представляющие собой склады с комп-лектами ВВТ на хранении. В 2009 году были сформированы более 60 баз хранения, большей частью бригадного состава, в том числе для 15 общевойсковых бригад (одной танковой и 14 мсбр). При этом в качестве мобилизационных центров по новому облику выступают военные учебные заведения и окружные учебные центры.

4. Реорганизация ВВС, ПВО и ВМФ. Объединенные ВВС и ПВО также были радикально трансформированы в организационном отношении и подверглись серьезным сокращениям. Основой стало упразднение существовавшей с 1938 года советской полковой структуры авиационных частей. Новым основным соединением авиации ВВС является АвБ (как правило, вместо нескольких частей – авиационных полков), которая включает управление от одной до семи авиационных эскадрилий, батальон аэродромно-технического обслуживания и подразделения связи. Идея заключается в интеграции под одним руководством командования АвБ всех авиационных и наземных подразделений. Подобная структура уже длительное время существует в ВВС Белоруссии, откуда, по некоторым данным, и была позаимствована.

Сами АвБ образца 2009 года делятся на три категории: 1-я (эквивалентна прежней авиационной дивизии), 2-я (эквивалентна прежнему авиационному полку) и 3-я (эквивалентна отдельной эскадрилье). Всего на первом этапе к концу 2009 года в России были сформированы 52 АвБ, которые заменили существовавшие до того в ВВС и ПВО части (суммарно 72 авиационных полка, 14 прежних авиационных баз и 12 отдельных авиационных эскадрилий и отрядов). В общей сложности количество частей и соединений ВВС и ПВО уменьшилось с 340 до 180. В последующем к 2012 году планировалось оставить только 10 авиабаз, в том числе две морские. В состав каждой АвБ (все 1-й категории) должны войти два-три аэродрома. Всего намечалось иметь 27 аэродромов базирования авиации (возможно, без учета армейской).

Серьезной реорганизации подверглись входящие в состав ВВС России силы ПВО. В 2009 году расформированы все прежние дивизии и корпуса ПВО, а взамен них созданы 13 бригад ВКО, объединяющих АвБ истребительной авиации, зенитные ракетные и радиотехнические полки. Эти 13 бригад распределены между ОСК ВКО и четырьмя командованиями ВВС и ПВО.

В ВМФ в 2009–2010 годах не осуществлялись радикальные организационные изменения, однако ряд шагов по упрощению его структуры и уменьшению количества частей и соединений был сделан. Всего планировалось сократить эту цифру вдвое – с 240 до 123. Созданы единые командования подводных сил на Северном и Тихоокеанском флотах. Единственная дивизия морской пехоты (Тихоокеанская 55-я) переформирована в бригаду, расформирована 77-я бригада на Каспии, а остальные четыре бригады МП переформированы в полки. Реформирование основных структур ВМФ началось лишь в конце 2011 года.

Следующим важным этапом реформирования ВВС и ПВО стало создание 1 декабря 2011 года нового рода ВС – ВВКО, представляющего собой объединение Космических войск и сил противоракетной и противовоздушной обороны из состава бывших ВВС и ПВО. Соответственно ВВКО сейчас организационно состоят из космического командования и командования противовоздушной-противоракетной обороны. По сути данная конструкция выглядит в основе своей как возвращение к советским Войскам ПВО в качестве отдельного вида ВС.

6. РВСН. Этот род войск не претерпел серьезных изменений в ходе первых этапов военной реформы, сохранив свою традиционную структуру (ракетная армия – ракетная дивизия – ракетный полк), хотя и подвергся некоторым сокращениям на уровне управлений. Количественный состав группировки РВСН в основном определяется соответствующими двусторонними соглашениями с США, в первую очередь Пражским договором по СНВ 2010 года.

В то же время РВСН (и в целом стратегические ядерные силы, включая воздушную и морскую компоненты) пользуются значительным приоритетом в закупках по ГПВ, что позволяет осуществлять плановую модернизацию их технического оснащения. Так, с 1997 года ведутся постоянные закупки межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М» в шахтном и подвижном исполнении, а с 2010-го начато развертывание подвижных баллистических ракет РС-24 «Ярс», представляющих вариант «Тополя-М» с разделяющейся головной частью. Ведутся работы по созданию ракет и головных частей новых типов.

7. Реформирование системы военного образования. В тесной связи с уменьшением численности офицерского корпуса серьезные изменения в сторону большей централизации и сокращений претерпевает система военного образования. Вместо имевшихся на 2008 год 65 военных высших учебных заведений (15 военных академий, четыре военных университета, 46 военных училищ и военных институтов) создаются 10 «системных» вузов – три военных учебно-научных центра (ВУНЦ), шесть военных академий и один военный университет.

Новые «системные» вузы будут не только решать задачи подготовки офицеров, но и вести исследовательские работы. В них намечено сосредоточить весь наличный профессорско-преподавательский состав. Имевшиеся на 2008 год военные училища и военные институты трансформируются в филиалы этих центров. В будущем планируется осуществить дальнейшие сокращения. Новые центры должны создаваться по территориальному, а не видовому принципу.

Окончание следует.
Михаил Барабанов,
главный редактор журнала Moscow Defense Brief
Константин Макиенко,
заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий
Руслан Пухов,
директор Центра анализа стратегий и технологий
Опубликовано в выпуске № 34 (451) за 29 августа 2012 года
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/9209
Записан

berkut_64

  • Гость
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #81 : 30 Августа 2012 12:56:31 »
Обращает внимание количество частей ПГ по командованиям. Конечно со ссылкой не слово примерный состав, но поражает "глубокая работа" ГШ в формировании структуры составляющей командования, типа все что осталось. Здесь работать и работать, а НГШ заявил о завершении формирования нового облика.
Записан

_sg

  • Гость
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #82 : 30 Августа 2012 22:51:28 »
третья часть какая-то странная. на 2008 год штатная численность ВС РФ не как не 1,35, а 1,130 млн. Её установили с 1.07.2002 года как раз с 1,35 млн. Какие корпуса тут упоминаются? Их давно уже разгнали, даже корпуса ПВО.
Какие типы "А", "Б", "В", "Г"??
Какие бригады морпехов преобразованы в полки?? 810-й опмп ЧФ был в 2008 преобразован в 810-ю брмп. От 77 брмп осталось 2 батальона...

ЗЫ. А списки запрещённого были. Завтра скажу номер директивы об ознакомлении. 1-й эксз. в личное дело, второй - на руки. Дело было в июне.
Записан

berkut_64

  • Гость
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #83 : 30 Августа 2012 23:01:58 »
Вот мне показалось, что третья часть очень странная. Сложилось впечатление что ребятам дали команду свернуть дискуссию, переведя её под конец в нужное русло. Кроме откровенных ляпов, интонация уже изменилась, уже не обострение разговора, а лизоблюдстве реформированию.
Записан

berkut_64

  • Гость
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #84 : 30 Августа 2012 23:43:16 »
Это точно не всех.
Записан

АлеKS

  • Гость
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #85 : 31 Августа 2012 08:12:01 »
Цитата: _sg от 30 Августа 2012  22:51:28
третья часть какая-то странная. на 2008 год штатная численность ВС РФ не как не 1,35, а 1,130 млн. Её установили с 1.07.2002 года как раз с 1,35 млн. Какие корпуса тут упоминаются? Их давно уже разгнали, даже корпуса ПВО.
Какие типы "А", "Б", "В", "Г"??
Какие бригады морпехов преобразованы в полки?? 810-й опмп ЧФ был в 2008 преобразован в 810-ю брмп. От 77 брмп осталось 2 батальона...

ЗЫ. А списки запрещённого были. Завтра скажу номер директивы об ознакомлении. 1-й эксз. в личное дело, второй - на руки. Дело было в июне.
Хронология численности ВС РФ приводилась не раз. Как и про АБВГ. В полки преобразованы бригады МП на Севере \61-й \ и на Камчатке \3 -й\ . 
Записан

_sg

  • Гость
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #86 : 31 Августа 2012 22:43:04 »
И что? Ваше слово написанный нонсенс не отменяет. Ибо мои слова - факты, а в статье - нонсенс, увы :(
Записан

АлеKS

  • Гость
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #87 : 04 Сентября 2012 08:36:10 »
Не соглашусь с Вашим определением статьи  - "бессыслица".
  Вот пример , как реформируют  воорежённые силы по уму http://old.redstar.ru/2008/11/18_11/3_04.html
Записан

berkut_64

  • Гость
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #88 : 07 Сентября 2012 19:17:29 »
 Вот тоже пример умного подхода к реформированию:
   
Сухопутные войска в вооруженных силах Великобритании
   
Сухопутные войска (СВ) Великобритании являются самым многочисленным (по состоянию на 1 января 2011 года около 102 тыс. человек) видом королевских вооруженных сил.

(кликните для показа/скрытия)
Они предназначены для решения широкого спектра задач при ведении боевых действий как по национальным планам, так и в составе объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО, сил реагирования Европейского союза и других многонациональных формирований, а также для участия в миротворческих и гуманитарных операциях.

Кроме того, части и подразделения СВ могут привлекаться для оказания помощи гражданским органам власти по локализации воздействия катастроф техногенного и природного характера, а также по ликвидации их последствий.

Структура СВ Великобритании. Сухопутные войска страны состоят из регулярных войск и резерва. Регулярные войска по предназначению подразделяются на маневренные силы, объединенное вертолетное командование, а также командование подготовки и совершенствования боевых возможностей СВ.

Маневренные силы (полевая армия) являются наиболее боеспособным компонентом сухопутных войск. Они предназначены для действий за пределами метрополии по национальным планам и в составе многонациональных группировок. Соединения и части полевой армии укомплектованы личным составом на 85-95 проц., вооружением и военной техникой - на 100 проц.

Объединенное вертолетное командование включает все вертолетные части и подразделения национальных ВС, а также 16-ю воздушно-штурмовую бригаду. Основной его задачей является обеспечение мобильности подразделений СВ при проведении различных операций и боевая поддержка их применения.

Командование подготовки и совершенствования боевых возможностей предназначено главным образом для организации набора, обучения, всестороннего обеспечения и ведения боевой подготовки. Оно включает: центры рекрутирования и начальной подготовки, учебные центры профессионального обучения и полигоны, военную академию сухопутных войск (Сандхерст), подразделения тылового обеспечения СВ.

Сухопутные войска Великобритании по функциональному предназначению подразделяются на следующие рода войск: мотопехоту, бронетанковые подразделения, армейскую авиацию, подразделения артиллерии и ПВО, инженерные войска, войска тыла СВ, а также военную полицию и военно-медицинскую службу СВ.

Всего на вооружении СВ состоят: боевые танки - 345 единиц; орудия ПА - 266, РСЗО - 42 и минометы - 2 563; ПТРК - 900; пусковые установки ЗУР — 253; боевые бронированные машины — 2 603; боевые вертолеты - 294 единицы.

В настоящее время в британских регулярных войсках насчитывается 36 батальонов: механизированные (имеют на вооружении БМП «Уорриор»); мотопехотные (БТР «Саксон» и «Спартан»); легкие и парашютно-десантные.

Боевые возможности сухопутных войск Соединенного Королевства представляют 11 бронетанковых полков регулярных войск (вооружение - основные боевые танки «Челленджер-2»), а также 15 полков артиллерии и ПВО (самоходные гаубицы AS 90, возимые 105-мм гаубицы, реактивные системы залпового огня GMLRS, комплексы ПВО «Сгарстрик» и «Рапира», БЛА «Гермес»).

Пять полков армейской авиации обеспечивают поддержку наземных частей на поле боя. На их вооружении находятся вертолеты «Апач», «Линкс», «Газель», «Чинук» и «Пума».

Корпус инженерных войск представлен 14 полками, оснащенными специальной техникой и оборудованием. Кроме того, в состав сухопутных войск входят 12 полков связи, 17 полков тылового обеспечения и восемь батальонов военно-медицинской службы.

Подразделения сухопутных войск Великобритании согласно существующей системе поддержания боеготовности не имеют мест постоянной дислокации. На практике это означает проведение передислокации батальонов в учебные центры с периодичностью 2-2,5 года. Период переподготовки занимает около 12 месяцев. Таким образом, из 36 батальонов пехоты регулярных войск пять-семь подразделений не способны выполнять поставленные задачи в полном объеме.

Резерв сухопутных войск состоит из регулярного резерва и организованного резерва (по английской терминологии — территориальная армия).

Регулярный резерв включает бывших военнослужащих регулярных войск, которые периодически привлекаются к переподготовке и в случае мобилизации могут быть призваны на военную службу.

Территориальная армия (ТА) состоит из военнослужащих, заключивших контракт на службу в резерве. ТА предназначена для решения следующих основных задач: подготовка личного состава и формирование подразделений в качестве компонента регулярных войск, выполняющих боевые задачи по защите национальных и союзнических интересов за пределами страны; доукомплектование подготовленным личным составом скадрованных частей и подразделений регулярных войск на территории страны, а также восполнение потерь, понесенных в ходе ведения боевых действий; развитие связей с гражданским населением и органами местного управления в целях оказания помощи в чрезвычайных ситуациях и популяризации службы в ВС Великобритании.

Территориальная армия комплектуется из резервистов-контрактников и имеет в своем составе два танковых, 14 пехотных и один разведывательный механизированный батальон, пять артиллерийских и два полка армейской авиации, а также части и подразделения боевого и тылового обеспечения (10 инженерных батальонов, 11 полков связи и 16 полков тылового обеспечения), в которых резервисты проходят военную подготовку.

Кроме того, компонентом территориальной армии являются силы реагирования (около 7 тыс. человек), предназначенные для участия совместно с полицией и спецслужбами в проведении антитеррористических операций на территории страны, оказания помощи гражданским органам власти при ликвидации последствий крупномасштабных террористических акций различного характера (в том числе с использованием средств массового поражения), техногенных катастроф и стихийных бедствий.

В мирное время периодически задействуется 6-7 проц. общего числа резервистов. С началом войны в Ираке этот показатель увеличился до 15 проц.

По сложившейся исторической традиции, появившейся в результате проведенной в 1881 году военной реформы, принявшей так называемую систему Кардвелла, в ВС Великобритании существуют полки - территориальные центры набора пополнения, имеющие собственные наименования. Эти части можно классифицировать по территориальному признаку («Гардз», «Скоттиш», «Квинз», «Кингз», «Принс оф Уэлз», «Лайт»).

Данные формирования выполняют исключительно административные функции и не предназначены для решения оперативных задач. Каждый центр пополняет личным составом несколько батальонов регулярной армии, которые носят его наименование.

Органы управления. Непосредственное руководство сухопутными войсками осуществляет начальник штаба СВ (Андовер, графство Гемпшир). Он отвечает за организацию повседневной деятельности регулярных войск и резервных компонентов, подготовку и ведение обороны метрополии, оказание помощи гражданским органам власти в поддержании общественного порядка и при ликвидации последствий техногенных аварий и стихийных бедствий. Он также несет ответственность за всестороннее обеспечение подчиненных подразделений вооружением и военной техникой, выделение войск в состав коалиционных группировок НАТО, ЕС и их переброску.

Руководство войсками осуществляет начальник штаба сухопутных войск через командующего наземными силами (армией) и генерал-адъютанта. Командующему наземными силами, в свою очередь, подчиняются командующие маневренными силами, объединенным вертолетным командованием и командованием подготовки и совершенствования боевых возможностей СВ.

Командующему маневренными силами (полевой армией) подчинены 1-я бронетанковая дивизия (дислоцируется в ФРГ) и 3-я механизированная, а также командование поддержки и обеспечения сухопутных войск (войска театра войны), которое отвечает за руководство подразделениями и частями боевого и тылового обеспечения.

В ведении командующего объединенным вертолетным командованием находятся вертолетное командование поддержки войск, 16-я отдельная воздушно-штурмовая бригада (в оперативном плане), а также отдельные вертолетные эскадрильи и подразделения армейской авиации, размещенные вне пределов метрополии.

На командующего силами подготовки и совершенствования возложены обязанности по всесторонней организации прохождения службы личным составом, а также по его обеспечению всеми видами довольствия. Кроме того, его подчиненные проводят отбор солдат и офицеров для переподготовки и повышения квалификации, организуют учебные процессы в военных учебных заведениях и ставят задачи на выработку в научно-исследовательских центрах доктринальных и концептуальных взглядов на строительство сухопутных войск.

Генерал-адъютант осуществляет руководство подразделениями и персоналом, которые выполняют в сухопутных войсках такие вспомогательные функции, как финансовое, пенсионное и медицинское обеспечение, служба войск, правовая защита, психологическая помощь. Ему подчиняются региональные силы, командование кадров, служба военных капелланов, юридическая служба и военная полиция.

Командующему региональными силами подчинены 2, 4 и 5-я мотопехотные дивизии, подразделения и части Лондонского военного округа, командование поддержки британских войск в Германии, организованный резерв и кадетский корпус.

Командование кадров занимается набором личного состава, заключением первичных контрактов, начальной военной подготовкой рекрутов в учебных центрах сухопутных войск.

Порядок подготовки и прохождения военной службы офицерским, сержантским и рядовым составом ВС Великобритании регламентирован многочисленными руководящими документами, основными из которых являются: «Королевский закон о ВС Великобритании», «Наставление по порядку прохождения службы офицерским составом в ВС Великобритании», «Наставление командирам по руководству личным составом», «Обзор системы подготовки личного состава военных учебных заведений Великобритании».

Для поступления на военную службу лица, достигшие установленного возраста, первоначально обращаются в письменной или устной форме в информационный пункт или к офицерам по связи с гражданскими учебными заведениями, получают необходимые бланки и документы для заполнения, а также рекламную литературу. Кроме того, для них организуется посещение учебных центров родов войск (сил) и служб. После этого они направляются на отборочную комиссию (существует при каждом виде ВС), где проходят в течение трех дней собеседование, тесты, военно-медицинское обследование и проверку на физическую выносливость. На основании результатов тестирования отборочные комиссии предлагают кандидатам род войск (службу), заключают контракт и распределяют их в военные учебные заведения и учебные центры.

Процесс подготовки к прохождению службы по выбранной специальности включает три этапа.

Первый этап (продолжительностью в среднем до 14 недель) предполагает обучение основным дисциплинам, необходимым каждому военнослужащему. С новобранцами проводятся занятия по физической и огневой подготовке, изучению законодательства, выработке психологической устойчивости. Рядовой состав проходит начальную военную подготовку в учебных полках Базингтон.и Харрогейт, а также в учебном центре СВ Каттерик, а кандидаты на получение офицерского звания - по месту основного обучения- в училище Сандхерст.

Целью второго этапа является приобретение профессиональных знаний и навыков в соответствии соспециальностью. Рядовой состав, прошедший курс молодого бойца, направляется в один из учебных центров (УЦ). Курсанты военных колледжей и училищ, прошедшие полную общевойсковую подготовку на базе своего учебного заведения и получившие по окончании офицерское звание, также проходят окончательную профессиональную подготовку в УЦ.

Выпускники УЦ направляются для прохождения службы в части и подразделения родов войск, где в течение не менее шести месяцев вместе со своим подразделением отрабатывают вопросы боевого слаживания.

На протяжении всего срока службы в действующей армии военнослужащие ВС Великобритании периодически проходят переподготовку в УЦ или на курсах при военном колледже в соответствии со своей специальностью или перед назначением на другую должность (третий этап обучения). При этом продолжительность переподготовки может достигать нескольких месяцев.

Важным этапом подготовки специалистов в интересах министерства обороны является практическая отработка приобретенных знаний и навыков в полевых условиях. В этих целях на балансе военного ведомства находится сеть полигонов различного назначения.

Для расквартирования соединений и частей сухопутных войск в пунктах дислокации Великобритания использует военные городки. Основа казарменного фонда — военные городки емкостью около 2 тыс. человек, каждый из которых обеспечивает размещение одного-трех подразделений типа полк (батальон) штатного состава.

Городки сухопутных войск территориально размещены, как правило, вблизи населенных пунктов, железнодорожных и автомобильных магистралей и имеют развитую инфраструктуру. На территории большинства из них находятся штабные и одно-двух-, трехэтажные казарменные здания, один-два и более парков техники, площадки для стоянки, узлы связи, станции радиорелейной связи, вертолетные площадки и другие сооружения.

Хранение и обслуживание вооружения производятся в парках техники, оборудованных гаражами (боксами), зданиями ремонтных мастерских и открытыми площадками.

Важным фактором привлечения специалистов на действительную военную службу в СВ, а также повышения мотивации военнослужащих для продолжения службы является наличие достойного жилищного фонда. Так, командование сухопутных войск считает, что необходимо модернизировать жилищный фонд, но окончание работ ожидается не ранее 2020 года. Особое внимание уделяется формированию «супергарнизонов» (численностью более 5 тыс. военнослужащих) с современной инфраструктурой. Планируется в ближайшее время сформировать «супергарнизоны» в следующих районах страны: Солсбери-Плэйн, Олдершот, Колчестер и Каттерик/Иорк. Прежде всего в данные гарнизоны намечается передислоцировать бригады командования маневренных сил СВ. До этого момента в соответствии с Программой модернизации системы размещения личного состава предусматривается поддерживать имеющийся жилищный фонд на необходимом уровне.

Оперативная и боевая подготовка (ОБП) вооруженных сил Великобритании проводится по национальным, совместным планам ВС стран- участниц НАТО и общим планам ОБП альянса. Основными формами оперативной подготовки объединенных командований и национальных штабов являются командно-штабные учения, тренировки органов управления, войсковые специальные и мобилизационные учения, тренировки и проверки боевой готовности.

По планам командований ОВС НАТО, боевая подготовка подразделений СВ Великобритании направлена главным образом на подготовку войск (сил) к участию в составе многонациональных группировок в ограниченных (локальных и региональных) военных конфликтах различной интенсивности.

Основное внимание в ходе учений обращается на вопросы перевода участников в повышенные степени боевой готовности, переброски подразделений в район оперативного предназначения, организации устойчивой радиосвязи, слаженности действий военнослужащих в составе подразделений, а также взаимодействия с самолетами и вертолетами непосредственной поддержки. Кроме того, отрабатываются мероприятия по поиску и эвакуации пострадавших на местности, по дегазации, дезактивации и санитарной обработке местности, ВВТ и личного состава.

В интересах участия в составе сил реагирования Евросоюза боевая подготовка подразделений СВ Великобритании направлена на проведение многонациональных операций по оказанию помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций и природных катастроф.

В ходе учений отрабатываются следующие вопросы: создание совместной группировки подразделений ВС стран-участниц; проведение поисковых операций силами авиации при выполнении одиночных и групповых полетов; осуществление эвакуации гражданского населения при возникновении кризисных ситуаций; организация и оказание первой медицинской помощи пострадавшим; координация действий разнородных сил поиска и спасения; взаимодействие с гражданскими ведомствами и службами, правительственными и неправительственными организациями; организация управления и связи.

Боевая подготовка подразделений СВ Великобритании по совместным планам с вооруженными силами других государств проводится в рамках концепции общей политики ЕС в области безопасности и обороны. В ходе учения отрабатываются вопросы формирования поисково-спасательных подразделений, отработки способов применения авиации при проведении поисково-спасательных операций, организации взаимодействия между поисково-спасательными подразделениями различной национальной принадлежности в ходе совместных операций, проведения поисково-спасательных операций в темное время суток, организации взаимодействия, управления и связи.

Согласно национальным планам боевая подготовка СВ Великобритании направлена на совершенствование способов применения войск (сил) в вооруженных конфликтах различной интенсивности, а также в ходе антитеррористических, миротворческих, гуманитарных, экологических и поисково-спасательных операций.

Обучение личного состава подразделений ведению боевых действий в различных условиях обстановки проводится в рамках типовых тактических учений и завершается, как правило, организацией комплексного оперативно-тактического мероприятия. На учениях отрабатываются следующие вопросы: приведение участников в повышенные степени готовности; погрузка подразделений специального назначения в вертолеты; подъем армейской авиации в воздух; формирование в боевые порядки и выход в назначенные районы, разведка обстановки; обеспечение боевого прикрытия в ходе высадки групп специального назначения; планирование и проведение антитеррористических, противодиверсионных и диверсионных операций в районе нефтяных платформ (буровых) в Северном море; обеспечение безопасности проведения операций, в том числе в темное время суток; управление деятельностью авиации и подразделений СВ с наземных ОУ; обеспечение устойчивой радиосвязи.

Таким образом, в процессе оперативной и боевой подготовки сухопутных войск Великобритании ежегодно проводится около 40 типов учений. Такая интенсивность обеспечивает совершенствование навыков командного состава и штабов по управлению подчиненными соединениями и частями в различных условиях обстановки и позволяет поддерживать боеготовность подразделений СВ на высоком уровне.

Перспективы развития СВ. В октябре 2010 года правительство Соединенного Королевства разработало и представило в парламент концептуальные документы под общим названием «Безопасность Великобритании в эпоху неопределенности». В них рассмотрены вопросы состояния и перспектив развития вооруженных сил страны, отражены основные задачи и определены направления реформирования национальных сухопутных войск.

Согласно этим документам на сухопутные войска возлагается решение следующих задач:
- участие в миротворческих и гуманитарных операциях;
- ведение непродолжительных операций ограниченного масштаба;
- участие в крупномасштабных операциях в составе национальных и коалиционных группировок разнородных сил (войск);
- защита метрополии и заморских территорий Великобритании.

В целях повышения эффективности решения вышеуказанных задач намечено проведение широкомасштабной реформы структуры британских СВ. В рамках ее планируется сформировать мобильные экспедиционные войска, отвечающие современным требованиям ведения боевых действий и сбалансированные по боевым возможностям. Предполагается, что существенное повышение возможностей подразделений сухопутных войск Соединенного Королевства будет достигнуто за счет изменения организационной структуры регулярного и резервного компонентов, модернизации систем управления тактического, оперативного и стратегического уровня, а также оснащения войск перспективными видами ВВТ.

В первую очередь планируется сократить органы управления дивизионного звена. Вероятно, в качестве органа управления оперативно-тактического уровня будет использован один из дивизионных штабов маневренных войск. Другой штаб дивизии будет задействовать как резервный орган управления. При этом предусматривается возможность его быстрого развертывания в качестве дополнительного органа управления национальными и коалиционными контингентами войск при ведении военных действий.

С целью повышения боеготовности и мобильности подразделений регулярные силы СВ планируется перевести на бригадную структуру. В этой связи предполагается сформировать пять многоцелевых бригад численностью до 6,5 тыс. человек каждая, образованных по модульному принципу. Конкретный состав бригад, в которые войдут механизированные, легкие пехотные, артиллерийские подразделения и подразделения боевого, технического и тылового обеспечения, будет определяться в зависимости от решаемых задач. При этом им будут придаваться и бронетанковые части как оптимально сочетающие огневую мощь и подвижность, необходимые при выполнении некоторых задач. Кроме того, в сухопутных войсках сохранится без изменений 16-я воздушно-штурмовая бригада. Одна из многоцелевых бригад и 16-я вшбр будут поддерживаться в высокой степени боевой готовности для решения внезапно возникающих задач.

Численность регулярных сил СВ к 2020 года планируется сократить на 11 тысяч военнослужащих. Ожидается, что будут упразднены пять из 36 пехотных батальонов, четыре бронетанковых подразделения сольют в два, а число обслуживающего персонала – к примеру, инженеров и логистиков – сократится на 30%. Число резервистов при этом увеличится вдвое и к 2020 году достигнет 30 тысяч человек. Также предполагается сократить количество типов тяжелых вооружений. В частности, число основных боевых танков будет уменьшено на 40 проц. (до 210 единиц), 155-мм самоходных артиллерийских орудий - на 35 проц. (до 87 единиц).

В соответствии с планом строительства ВС Великобритании к 2020 году на вооружении легких пехотных батальонов сухопутных войск, составляющих основу экспедиционных сил, будет находится мобильная высокозащищенная автомобильная и облегченная бронированная техника (бронированные автомобили «Пинцгауэр», «Мастифф», «Шакал», «Койот», «Пантера» и легкие бронированные командно-штабные машины FCLV). В связи с этим в сухопутных войсках продолжается процесс по выводу из боевого состава излишков вооружения и военной техники с последующей их продажей в третьи страны, утилизацией и оборудованием из одной категории в другую (в ББМ-подобные).

Реорганизация затронет и региональные силы СВ. Вместо трех штабов региональных дивизий и Лондонского военного округа будет создано командование региональных сил, а количество штабов региональных бригад сокращено с десяти до восьми.

Сухопутные войска сохранят свое присутствие в Гибралтаре, на Кипре, Фолклендских о-вах, а также в учебных центрах в Канаде, Кении и Брунее. Военная база британских войск в Германии будет закрыта, а все подразделения с ее территории планируется вывести к 2020 году.

С учетом опыта войны в Ираке будут осуществлены программы перевооружения войск на новые системы связи и боевого управления «Боумен», «Корморан» и «Фалкон» соответственно тактического, оперативного и стратегического уровня.

Продолжатся работы по программам создания 155-мм легкой самоходной артиллерийской установки LIMAWS и легкой бронированной командно-штабной машины FCLV. Кроме того, планируется принять на вооружение противотанковые ракетные комплексы «Джавелин» нового поколения для замены устаревших ПТРК «Милан», высокоточные средства поражения большой дальности - управляемые артиллерийские снаряды с дальностью стрельбы до 60 км и создать тактические ракеты с дальностью пуска до 150 км. Повысятся возможности армейской авиации — будут поставлены 12 новых вертолетов и модернизирован 21 транспортный «Чинук»; приняты на вооружение к 2015 году многоцелевые вертолеты AW-159 «Уайлд Кэт» и модернизированы 22 ударных «Линкс» АН.9; продлен до 2022 года срок эксплуатации вертолетов «Пума».

В целях увеличения огневой мощи артиллерии СВ планируется принять на вооружение систему управляемого ракетного залпового огня (GMLRS - Guided Multiple Launch Rocket System), способную наносить удары управляемыми боеприпасами (Loitering Munitions) на дальность до 70 км.

Принятие на вооружения новых бронированных машин среднего тоннажа, включая инженерные машины «Терьер» и разведывательные «Скаут», а также многофункциональных вспомогательных машин FRES UV, которые должны в дальнейшем составить основу парка легкой бронированной техники СВ Великобритании, позволит повысить мобильность подразделений и обеспе-чить возможность их переброски на дальние расстояния.

Сокращение количества тяжелой бронированной техники (танков «Челленджер-2», БМП «Уорриор», САУ AS 90) позволит сэкономить средства на внедрение новых перспективных образцов техники.

Боевые возможности подразделений будут способствовать повышению точности средств поражения на основе разведданных, получаемых с использованием БЛА «Уотчкипер»; наличию переносных и устанавливаемых на транспортные средства разведывательных комплексов и устройств; использованию мобильных систем разведки для обеспечения безопасности передовых оперативных баз, систем защиты личного состава от ненаправленного (случайного) огня (артиллерийского и минометного).

В перспективе к 2020 году СВ Великобритании будут обладать возможностями проведения следующих операций:
- малого масштаба (до 2 тыс. военнослужащих) в течение ограниченного времени;
- среднего масштаба (до 6 500 военнослужащих) по стабилизации обстановки с поддержкой сил ВВС и ВМС;
- продолжительной большого масштаба маневренными силами (до 30 тыс. военнослужащих) с формированием походного штаба управления силами ВС Великобритании или многонациональными силами на уровне ТВД.

Таким образом, по оценке британских военных экспертов, новая структура сухопутных войск страны будет наиболее приспособлена для решения современных и будущих задач.

Источники:

1. Зарубежное военное обозрение №4 2011 С.35-44 . Капитан Д. Галин
« Последнее редактирование: 07 Сентября 2012 19:26:10 от berkut_64 »
Записан

berkut_64

  • Гость
Re: Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
« Ответ #89 : 14 Сентября 2012 00:52:00 »
Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи — часть IV

И очень трудный путь к новому облику Вооруженных Сил
// Михаил Барабанов, Константин Макиенко, Руслан Пухов

Окончание.

Подходы военного руководства к принципам комплектования армии отличались в последние три года значительными колебаниями, связанными, насколько можно судить, с динамикой трех основных факторов.

Динамика призыва и контракта
(кликните для показа/скрытия)
Это оценка усилий предыдущего руководства Министерства обороны по выполнению Федеральной целевой программы (ФЦП) по переводу армии на контрактную основу, наличие финансовых ресурсов (что в свою очередь зависит от экономической ситуации в стране и приоритетов высшего политического руководства) и демографические ограничения.

На первом этапе – в 2008–2010 годах МО РФ ориентировалось на отказ от курса на увеличение численности военнослужащих контрактной службы, по крайней мере в СВ, и переход от уже принятой контрактной системы комплектования некоторых частей и соединений армии к комплектованию по смешанной системе с «возвращением» в войска призывников. Позже, в начале 2011 года тренд изменился на прямо противоположный. Военные, получив соответствующую политическую поддержку и гарантии выделения ресурсов от президента и правительства, объявили о планах нового увеличения числа контрактников.

В военно-политическом руководстве России и ранее наблюдались определенные колебания по вопросам места контрактной службы в системе комплектования и возможности полного перехода на комплектование по контракту. Борис Ельцин в бытность свою президентом неоднократно демагогически заявлял о намерениях в будущем перейти к полному комплектованию Вооруженных Сил России по контракту. В этот период система контрактной службы получила достаточно широкое развитие, хотя и сдерживалась экономическими ограничениями.

Эта тенденция первоначально доминировала и при новом президенте – Владимире Путине. В ноябре 2001 года он одобрил предложенную правительством премьера Михаила Касьянова программу поэтапного перехода ВС на преимущественно контрактный способ их комплектования к 2010-му. Первым шагом в реализации этой концепции стала разработка ФЦП по переводу армии на контрактную основу, осуществленной в 2004–2007 годах, которая мыслилась в качестве программы переходного периода. За это время должна была быть создана нормативно-правовая база, проработаны вопросы финансирования, отработан механизм организации жизни и деятельности войск в новых условиях комплектования, а в каждом силовом компоненте – одно соединение переведено на контракт. В ВС РФ первой на контрактное комплектование была переведена 76-я псковская десантно-штурмовая дивизия, за ней последовал и ряд других соединений постоянной готовности, в первую очередь отдельных мотострелковых бригад. При этом поскольку служба по призыву по-прежнему считалась наиболее приемлемым для России способом подготовки обученных резервов, призыв предполагалось сохранить с последовательным сокращением сроков службы. В конечном счете службу по призыву планировалось оставить только для прохождения в учебных частях в течение шести месяцев. После окончания обучения военнослужащие должны по собственному желанию либо подписывать контракт, либо увольняться в запас, вливаясь в обученный резерв ВС, а укомплектованность армии и флота контрактниками на переходный период должна была быть не ниже 30–50 процентов.



Можно сказать, что ФЦП перехода на контрактную основу, реализованная в 2004–2007 годах, в общем, потерпела неудачу. При заявленных в программе целях доведения контрактного состава ВС до 400 тысяч человек реально численность контрактников составила к началу 2009 года около 190 тысяч. При этом качество контрактного контингента зачастую было ниже всякой критики. Отчасти это стало следствием того, что попытка перехода на профессиональную армию предполагает и наличие профессионального корпуса вербовщиков, которого в России никогда не было. Отсутствие рекрутеров-профессионалов легко объясняется отсутствием самой традиции добровольческой армии. Подобный принцип комплектования существовал в России лишь в короткий исторический момент после большевистского переворота. Однако уже летом 1918 года большевистское правительство вынуждено было отказаться от принципа добровольного комплектования Красной армии и перейти к призыву. Именно совокупность этих обстоятельств: относительный неуспех реализации ФЦП, низкое качество контрактного контингента, отсутствие корпуса профессиональных вербовщиков и традиции добровольной армии и стали, по всей видимости, причиной первоначальной ориентации нового руководства МО на перенос тяжести на призыв. Еще одной, может быть, самой важной из причин стал недостаток ресурсов, поскольку считается (лишь отчасти справедливо), что контрактная армия значительно дороже призывной. В общем, в первые два года проведения реформы планировалось, что в миллионной армии будут служить 150 тысяч офицеров и столько же сержантов и рядовых-контрактников, что предполагало ежегодный призыв на военную службу 700 тысяч призывников.

В этот период акцент сделали на создание корпуса профессиональных сержантов, который и планируется формировать на контрактной основе. Вместо прежних частей, укомплектованных только контрактниками, части нового облика должны были иметь смешанный состав из рядовых-призывников и сержантов-контрактников. Первый центр подготовки сержантов создан на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (военного института) имени генерала армии В. Ф. Маргелова. Однако, как и прежде, контрактниками планировалось полностью комплектовать только некоторые «элитные» силы, вроде ВДВ, либо части и специальности, требующие повышенной подготовки.



В начале 2011-го довольно неожиданно было объявлено о новых планах постепенного увеличения контингента контрактников со 150 до 425 тысяч человек к 2016 году. Причина столь резкой смены остается до конца неясной, но можно предполагать, что МО РФ убедилось в невозможности в современных и тем более перспективных демографических условиях ежегодного призыва 700 тысяч годных к службе молодых людей. Возможно и другое: военным удалось убедить в этом политическое руководство страны, которое, понимая всю социальную остроту проблематики призыва, в канун нового электорального цикла разблокировало необходимые для увеличения числа контрактников финансовые ресурсы. Вопреки расхожему мнению о том, что «военная бюрократия» всячески тормозит переход к добровольной армии и стремится сохранить «призывное рабство», военные как раз, напротив, очень хорошо понимают, что стратегическая цель реформы – создание современных, профессиональных, эффективных ВС – априори предполагает абсолютное и относительное наращивание контракта и снижение призыва. Таким образом, по состоянию на конец 2011 года предполагается, что миллионная армия будет насчитывать 220 тысяч офицеров, 425 тысяч контрактников и 350 тысяч призывников. Последняя цифра гораздо более реалистична по сравнению с планировавшимися ранее 700 тысячами. Остается, правда, открытым вопрос, сможет ли военное ведомство сформировать четырехсоттысячный корпус контрактников.

Перевооружение

Одним из самых дорогостоящих и долговременных направлений реформы является перевооружение армии и флота, которое должно состояться в результате реализации Государственной программы вооружения 2011–2020 годов (ГПВ-2020). В случае ее успешного исполнения к 2020 году российские ВС на 70 процентов будут оснащены новым (что необязательно означает современным) вооружением и военной техникой (ВВТ).



Первые признаки перехода к серийным закупкам обычных вооружений появились еще за два года до принятия новой программы перевооружения в 2008 году и касались главным образом закупок в интересах ВВС. В декабре 2008-го впервые в постсоветское время был подписан пятилетний контракт на закупку 32 фронтовых бомбардировщиков Су-34. В следующем году ВВС разместили заказы на 12 истребителей Су-27СМ3, четыре Су-30М2 и 48 новейших Су-35С, а также выкупили 34 бывших алжирских истребителя МиГ-29СМТ/УБТ. Таким образом, в течение года были законтрактованы 130 тактических истребителей, что сопоставимо с объемом закупок большой европейской державы уровня Испании или Италии. Кроме того, еще до принятия ГПВ-2020 были размещены контракты на постройку для Черноморского флота партии фрегатов проекта 11357 и подводных лодок проекта 06363, что, несомненно, стало следствием вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года.

Принятая в 2010 году ГПВ-2020 предусматривает ассигнования на закупку вооружений в размере 19,5 триллиона рублей (616 миллиардов долларов США по курсу декабря 2011-го). Несмотря на начало крупносерийных закупок обычных вооружений, приоритетами программы остаются усилия по совершенствованию стратегических систем – сил ядерного сдерживания и развертыванию воздушно-космической обороны страны. В части обычных вооружений приоритетами программы являются закупка систем управления, разведки и связи (как принято на Западе – C4ISR) и повышение мобильности войск (что логически предполагает масштабные инвестиции в закупку военно-транспортных самолетов). Такая иерархия приоритетов означает, что МО РФ считает важной подготовку к ответам на наиболее масштабные угрозы (в данном случае – нарушение стратегического баланса глобальной военной мощи), а не угрозы наиболее вероятные (по предложенной нами иерархии – вторжение талибов в Центральную Азию и обострение ситуации на Северном Кавказе).

Любопытной особенностью данной ГПВ является весьма низкая по мировым стандартам доля расходов на НИОКР – всего десять процентов. Если в 2011 году эта доля составляла 20 процентов, то уже к 2013-му она должна упасть до 16 процентов. Доля бюджета собственно закупок планируется на уровне 80 процентов. Это означает, что МО стремится к скорейшему обновлению парка ВВТ за счет готовых к серийному производству образцов и не склонно к принятию технических рисков, всегда сопровождающих НИОКР. Кроме того, косвенно это может свидетельствовать о том, что МО РФ рассматривает сферу финансирования НИОКР как весьма коррупциогенную. Конкретными выражениями этой политики являются закупки таких созданных в интересах экспортных заказчиков систем вооружений, как фрегаты проекта 11356/11357, подводные лодки проекта 636, боевые вертолеты Ми-35М и истребители семейства Су-30.

Главной угрозой для успешной реализации ГПВ-2020 остается макроэкономическая неопределенность в среднесрочной перспективе. Основные расходы по программе отнесены на период после 2013 года. Однако невозможно предсказать, каким в этот момент будет состояние мировой экономики, а следовательно, нельзя прогнозировать динамику главного фактора экономического развития и финансового благополучия России – цен на углеводородное сырье. С высокой степенью вероятности можно предполагать, что в случае осложнения макроэкономической ситуации и финансового состояния страны именно расходы на закупки вооружений, а не на денежное довольствие личного состава станут первоочередным источником бюджетной экономии. Другим серьезным риском реализации программы остается состояние российской оборонной промышленности. ГПВ-2020 предусматривает, что по большинству позиций промышленность должна будет увеличить производство в разы и даже на порядки. Такой рост невозможен без масштабного технического перевооружения предприятий оборонной промышленности. Однако конкретный механизм и объемы финансирования этого перевооружения до настоящего времени точно не определены. Кроме того, существенным ограничивающим фактором станет недостаток квалифицированных кадров и их дороговизна, а также конкуренция за качественную рабочую силу со стороны космической и атомной промышленности. Все сказанное относится не только к рабочим и инженерным специальностям, но и к менеджменту предприятий оборонной промышленности, который в ряде случаев оставляет желать лучшего.

Переход к крупносерийным закупкам в интересах МО РФ, смена экспортной парадигмы функционирования оборонной промышленности на конвенциональную модель преимущественной ориентации на внутренний заказ, ужесточение позиции МО РФ по вопросам ценообразования спровоцировали в 2011 году кризис в отношениях между военными и промышленниками. Главным предметом спора стали вопросы стоимости размещаемых крупных заказов. По состоянию на конец прошлого года этот кризис кажется в основном преодоленным, но гармонизация отношений МО РФ и промышленности потребует еще долгого времени. Кроме того, остается открытым вопрос о том, насколько достигнутые в 2011-м ценовые параметры подписанных многолетних контрактов являются адекватными и позволяющими промышленности если и не выйти на приемлемые уровни рентабельности, то хотя бы просто исполнить государственный оборонный заказ.

Итоги реформирования

Коренная суть проводящейся в России с осени 2008 года военной реформы заключается в трансформации ВС РФ от традиционной мобилизационной армии к силам постоянной полной боевой готовности. Фундаментальной концептуальной основой военной реформы является переориентация ВС нового облика на участие главным образом в ограниченных конфликтах вроде «пятидневной войны» 2008 года против Грузии. Под эти задачи выстраивается и новая структура ВС – они должны быть более гибкими, мобильными, постоянно боеготовыми, способными к быстрому реагированию и задействованию в первую очередь в ограниченных по масштабу конфликтах на территории Российской Федерации и других государств бывшего СССР, а также на прилегающих территориях. Оборона России непосредственно от других великих держав возлагается теперь в основном на стратегические ядерные силы.

С 2008 года ВС России были в значительной мере реально преобразованы в соответствии с данной концепцией, военная система в основной своей массе весьма стремительно приведена к новому облику, принципиально отличающемуся во многих аспектах от традиционного облика Красной, Советской, а затем Российской армии. Это результат прежде всего проявленного беспрецедентно высокого уровня политической воли со стороны как Кремля, так и руководства Министерства обороны России. В результате этого чрезвычайно быстрого процесса реформирования произошли кардинальные изменения в системе военного управления, в структуре и организации войск, в количественном составе ВС, в дислокации и направленности войсковых группировок.

Для большей эффективности функционирования ВС осуществлены централизация системы подготовки кадров путем трансформации 65 военных учебных заведений в небольшое количество «системных» военных вузов, реорганизация системы резерва и подготовки резервистов, «огражданивание» и коммерциализация системы обеспечения и обслуживания ВС. Наконец, серьезно интенсифицированы боевая подготовка и закупки вооружений и техники. Размах повседневной учебы и деятельности, а также ежегодных крупных маневров уже вполне сопоставим с аналогичным качеством мероприятий советского времени, а то и превосходит его. Улучшения технического оснащения ВС сейчас вполне заметны, как и быстрый рост гособоронзаказа в оборонной промышленности. Планируемая же реализация утвержденной ГПВ-2020 в случае ее успешности позволит совершить подлинный прорыв в деле перевооружения армии, в значительной мере переоснастив ее самой современной техникой. Однако серьезные макроэкономические и политические риски оставляют открытым вопрос о выполнимости в полном объеме принятых крайне амбициозных в финансовом отношении оборонных программ на следующее десятилетие, ориентированных на постоянное наращивание военных расходов.

Михаил Барабанов,главный редактор журнала Moscow Defense Brief
Константин Макиенко,заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий
Руслан Пухов,директор Центра анализа стратегий и технологий
Опубликовано в выпуске № 35 (452) за 5 сентября 2012 года
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/9232
Записан

  • Печать
Страницы: 1 ... 4 5 [6] 7   Вверх
« предыдущая тема | следующая тема »
  • Форум NachFin.info для военных »
  • Архив форума »
  • Архив 2012 год (Модератор: edkudin) »
  • Реформа Сердюкова – Макарова: главные задачи
 

Похожие темы

  Тема / Автор Ответов Последний ответ
МО РФ опровергло слухи об отставке А.Сердюкова и Н.Макарова

Автор Ad Архив 2012 год

5 Ответов
6786 Просмотров
Последний ответ 08 Апреля 2012 12:53:55
от strrannik
Реформа ВДВ позволит им выполнять задачи по всему миру на собственной авиации

Автор Ad Новости

3 Ответов
3386 Просмотров
Последний ответ 18 Декабря 2020 10:31:14
от Ad
Главные военные итоги 2019 Оборонка, армия, соцобеспечение официально и не очень

Автор Ad Архив 2019 года

7 Ответов
7076 Просмотров
Последний ответ 30 Декабря 2019 12:32:52
от Ad
100 млрд на жилсубсидии. Главные приоритеты МО - повышение ДД и соцзащита в/сл

Автор Ad « 1 2 » Архив 2020 года

15 Ответов
11063 Просмотров
Последний ответ 01 Февраля 2020 15:12:28
от Suomi
Реформа Сердюкова. Должен выпуститься прапорщиком, а присвоили звание мл.сержант

Автор Олег4990 Ипотека

1 Ответов
1553 Просмотров
Последний ответ 26 Июля 2022 19:10:44
от zkv



www.pogranec.ru VoenSud.Ru


  • Карта форума
  • RSS
  • Мобильная версия
  • Форум о военных финансах © NachFin.info, 2011 | Тема форума NaсhFin от 0daliska
  • SMF 2.0.19 | SMF © 2011, Simple Machines | SimplePortal 2.3.3 © 2008-2010, SimplePortal

Страница сгенерирована за 0.098 секунд. Запросов: 57.