Ульяновск станет перевалочным пунктом для войск НАТО, уходящих из Афганистана.

Ульяновск перевалочный пункт для войск НАТОУльяновск станет перевалочным пунктом для войск НАТО, уходящих из Афганистана.

Об этом сообщает «Коммерсант». Об условиях запуска так называемого мультимодального (то есть маршрута, который будет сочетать воздушную и наземную переброску грузов) обратного транзита в Европу американцы договаривались с Москвой полтора года. Ситуация осложнялась тем, что Узбекистан (его территория используется для поставок грузов в Афганистан) наотрез отказался пропускать грузы в обратном направлении, опасаясь завоза в страну наркотиков и оружия. Москву такая перспектива не испугала.

Для организации перевалочного пункта американцы просили российскую сторону подобрать город в Центральной России, чтобы там можно было создать логистическую базу с таможенным терминалом. Грузы из Афганистана забрасывались бы туда самолетами, а дальше по железной дороге шли в Ригу или Таллин. Рассматривалось несколько вариантов, но в итоге победил Ульяновск. Его аэропорт оказался самым удобным с точки зрения расположения железнодорожных путей.

С коммерческой точки зрения, проект выгоден и России, и НАТО. Западникам маршрут экономит время и деньги. Самолеты будут летать на сравнительно небольшие расстояния, благодаря чему можно обойтись без дозаправки в дороге. Со стороны России выгоду получат ОАО РЖД и авиакомпания «Волга-Днепр» (обе «конторы» сейчас занимаются транзитом грузов в Афганистан). Сегодня стоимость транспортировки одного контейнера укладывается в 5-6 тысяч долларов, а объем поставок доходит до нескольких тысяч контейнеров в месяц. Когда начнется вывод войск, грузопоток значительно вырастет.

Наконец, есть выгода чисто политическая. Россия сможет при всяком удобном случае напоминать США, что принимала активное участие в стабилизации ситуации в Афганистане.

Что стоит за решением развернуть перевалочную базу, рассуждает генерал-полковник Леонид Ивашов – бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, ныне – доктор исторических наук, президент Академии геополитических проблем.

– Леонид Григорьевич, какие выгоды мы получим от проекта с базой?


– Выгоды могут быть разные: в плане безопасности, чисто экономические, политические. Здесь все зависит от того, как конкретно будет реализован этот контракт. Россия, действительно, могла бы получить дивиденды. И главное – дивиденды политические.

Мы, например, соглашаемся – под нашим строгим контролем – на оказание помощи американцам. А американцы в ответ обязаны принять обязательства не работать в ущерб нашим национальным интересам. В том числе, по Сирии, Грузии, Прибалтике.

С разрешением на развертывание базы можно увязать и проблему евроПРО. Об этом нужно заявлять открыто: мы помогаем вам, вы тоже идете навстречу. Такой ход, с точки зрения международного права, вполне легитимен и взаимовыгоден.

А дальше идет уже чисто коммерческая сделка: вы полностью оплачиваете расходы, мы получаем некоторую прибыль. Но увязка с политическими и военно-стратегическими вопросами обязательна.

Например, между Россией и США с 2007 года действует соглашение – оно имеет форму закона – «О статусе сил». Там прописано, что натовские военные грузы провозятся на территорию России без таможенного и пограничного контроля, а силы НАТО не подпадают под российскую юрисдикцию.

Мне непонятно, будут ли в соглашении по базе в Ульяновске учитывать соглашение «О статусе сил». Если будут – это роняет наш международный престиж, наносит ущерб нашим национальным интересам. В этом случае, как говорил герой «12 стульев», торг не уместен.

– Можно ли ситуацию с организацией базы сравнить с ситуацией, когда в ходе военных учений США американский флот входит в Севастополь? В России на такие действия реакция резко негативная. Можно ли ожидать такой же реакции со стороны Украины на появление базы в Ульяновске?

– Я бы не увязывал эти ситуации. Есть много вопросов, которые мы можем поставить перед американцами. Но надо выбрать главное, чтобы проект с базой выглядел как сотрудничество, как партнерство: вы – нам, мы – вам. В политической сфере мы где-то поступаемся суверенитетом, и позволяем двигать грузы и контингенты через нашу территорию и наше воздушное пространство. А вы должны пойти нам навстречу в таких-то политических вопросах.

Тут нужно, чтобы умные люди посидели и поговорили, какие это могут быть вопросы. Не надо пытаться выиграть что-то чрезмерное, но и баланс интересов должен быть соблюден.

– Есть предположение, что размен уже состоялся, и во многом он связан с Путиным – с тем, что Запад не «топит» его на выборах. Это разумная версия?

– Я не думаю, что был такой размер. Путин идет на выборы, не особенно оглядываясь на Соединенные Штаты. Тем более, Путин уже преподнес подарок американцам, когда в его присутствии Роснефть и Exxon Mobil подписали контракт на освоение наших северных богатств – на полтриллиона долларов.

Это серьезная уступка, по сути – дань. И если только уступить американцам еще и с базой, завтра число претензий к нам со стороны США будет огромным. И что тогда, Путин должен отрабатывать американские интересы на нашей территории?!

Торговать национальными интересами преступно, равно как и поощрять американское вмешательство в наши внутренние дела. На это идти нельзя.

–  Узбекистан, через территорию которого сейчас поставляются грузы в Афганистан, категорически отказался предоставить площадку для вывоза грузов. Узбеки боятся, что натовцы завезут в страну оружие и наркотики. В нашем случае может возникнуть наркотрафик из Афганистана через Ульяновск в Европу?

– Здесь все на 99% зависит от нас. Если мы проявим твердость и организованность, мы перекроем этот канал. У нас силовиков полстраны, мы можем контролировать каждую упаковку груза. Но если мы отнесемся к этому с позиций соглашения «О статусе сил» – по нему, мы не имеем права подойти к американцу, попросить удостоверение его личности, осуществить досмотр – мы получим этот трафик.

– Сейчас американцы будут вытаскивать из Афгана войска. Как быстро мы почувствуем, что афганские талибы остались без дела? Мы ощутим всплеск террористической активности на Северном Кавказе?

– Мы ощутим всплеск только тогда, когда американцы сами организуют провокации и диверсии. Точнее, организуют спецслужбы США и Великобритании. Ну, какое дело талибам до нашего Кавказа?! Они сами еле выживают, они ведут войну за власть внутри Афганистана, плюс войну против оккупантов. Не думаю, что они смотрят так далеко в сторону России.

Вообще, сегодня нужен проект, как взять Афганистан под контроль. Россия обязана предложить такой проект – например, в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Регион нужно включить в экономические и политические совместные проекты, иначе контроль над ним установят американцы.

Американцы, уходя, ведут активные разговоры с «Талибаном» – и вполне могут договориться о сотрудничестве. Вот тогда талибы будут лезть (им хорошо заплатят) и в Центральную Азию, и на Кавказ. Под видом талибов туда же будут рваться американские спецслужбы, их агентура. Сейчас все это только организовывается…

Другое мнение

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:


– В России сейчас популярен посыл, что Запад ополчился на Путина. На деле, я не вижу признаков, что американская администрация пытается помешать российскому премьеру избраться. Если бы Запад хотел свалить Владимира Владимировича, давно возникли бы коррупционные скандалы в Штатах, по типу скандала с Bank of New York, которым оказывали давление на Ельцина. Но ничего такого не происходит. Напротив, на ВВС, например, выходит вполне комплиментарный сериал про Путина.

На Западе нет волны против Владимира Путина. В США есть жесткие заявления ряда республиканцев, прежде всего, претендента на президентский пост Митта Ромни. Но это не мейнстрим американской политики. Кроме того, когда дело дойдет до выборов, Обама выиграет у Ромни – с большой долей вероятности.

Думаю, у Запада и Владимира Путина состоялся какой-то размен. База в Ульяновске, скорее всего, – один из пунктов большого торга, который сейчас идет с американцами. Думаю, этот торг связан и с определенным уровнем вложений России в американские государственные облигации (US Treasuries). Этот объем несколько сократился в последнее время, но все равно довольно значителен. Российские вложения важны с точки зрения реагирования США на новую волну мирового финансового кризиса. Американцы должны сейчас сделать все, чтобы эта – неизбежная – волна началась строго после президентских выборов в США. В этом, думаю, и состоит интрига нынешних отношений Запад – Путин.

Источник http://www.svpressa.ru/

Обсуждение темы на форуме ведется здесь >>>