Министр обороны России Анатолий Сердюков ответил на вопросы о нынешнем состоянии армии и перспективах ее реформирования.
О военной реформе
Первый этап военной реформы был связан главным образом с изменениями организационно-штатной структуры Вооруженных сил. Сейчас мы приступили ко второму этапу, когда главная задача будет связана с перевооружением войск. В соответствии с Госпрограммой, рассчитанной до 2020 года.
О гособоронзаказе
При формировании гособоронзаказа у нас к оборонщикам было две претензии - по цене и качеству вооружений. Мы добивались, чтобы они открыли нам «историю себестоимости» продукции. То есть, показали нам все прозрачно. Нам надо было понять, откуда и что берется. После долгих споров компромисс, в конце концов, найден. Определились мы и с критериями качества. Гособоронзаказ почти полностью уже размещен. Из 580 миллиардов рублей осталось «пристроить» чуть более 20 миллиардов. Но и сделали выводы из уроков этого года. Теперь очередной гособоронзаказ будет формироваться в Минобороны до декабря с таким расчетом, чтобы с января они уже начал выполняться. Причем, мы стремимся к тому, чтобы гособоронзаказ был проплачен оборонщикам на все 100% вперед. Таких удобных условий для ВПК нет, пожалуй, ни в одной другой стране мира.
О военной полиции
Мы завершаем формирование нормативной базы Военной полиции. Разрабатываем ее структуру, задачи, права и обязанности, форму. Продумываем систему подготовки. Военная полиция возьмет на себя многие задачи - поддержание дисциплины и порядка в гарнизонах, охрана грузов и объектов, дознание и тд. Численный состав Военной полиции пока точно не определен.
О беспилотниках
Те беспилотные летательные аппараты, которые мы закупили у Израиля, показали себя очень неплохо. Сейчас присматриваемся и к итальянским. А одновременно наши конструкторы разрабатывают и отечественные образцы.
О новых зенитных ракетных комплексах
Для производства новейших зенитных ракетных комплексов С-400 будут построены два завода. Они уже проектируются, и, надеюсь, к 2015 году мы получим первую продукцию.
О танках
Мы взяли курс на то, чтобы в ходе реконструирования танков Т-72 довести их до уровня Т-90, а, может быть, и выше. Модернизация этих машин - дело дорогое. За обновление только одного танка приходится выкладывать почти 38 миллионов рублей. Но, как говорится, овчинка стоит выделки.
Об автоматах Калашникова
Говорить о том, что армия отказалась от АК-74 - неверно. Это оружие остается в строю. Мы просто его решили больше не закупать, потому что на армейских складах таких стволов набралось почти 17 миллионов единиц. Часть из них будет продолжать эксплуатировать, часть попытаемся модернизировать, часть продать или передать в другие силовые структуры, где более сильного оружия и не надо. Все сделаем по-хозяйски.
О деньгах для военных
Думаю, что по тем законам, которые рассматриваются сейчас в Госдуме, военные пенсии с 2012 года увеличатся в 1,5-1,6 раза. А что касается денежного довольствия кадровых военнослужащих, то установки, насколько мне известно, остались прежние: лейтенант будет получать от 50 тысяч рублей. Солдаты и сержанты-контрактники - от 25 тысяч и более. Все будет во многом зависеть и от должности. Если человек служит на боевой должности, скажем, снайпер, то он, не исключаю, будет получать и более 30 тысяч рублей.
О жилье
Надеюсь, что вопрос об обеспечении жильем уволенных военных будет закрыт в 2013 году. Затем активно займемся служебным жильем для офицеров и контрактников. Вопрос, безусловно, сложный. И потребует немало времени и средств. Чтобы снять остроту проблемы, на мой взгляд, можно будет какое-то время платить солдатам и сержантам-контрактникам деньги на поднаем жилья. А тем временем приобретать или строить служебное жилье там, где оно нужно. Но «квартирные деньги» - это пока как вариант. Тут надо все хорошенько обмозговать.