Российская армия сейчас не может себе позволить перейти полностью на контрактную армию, потому что это будет стоить очень дорого
Об этом заявил глава оборонного комитета Госдумы, единоросс Виктор Заварзин журналистам в среду, комментируя инициативу ЛДПР о переводе ВС РФ на контрактную основу.
Либерал-демократы в среду выставили на своем сайте на всенародное обсуждение подготовленный депутатами фракции во главе с председателем партии Владимиром Жириновским проект законодательных поправок, которые отменяют призыв на военную службу в мирное время.
"Сейчас в Вооруженных силах смешанный принцип комплектования военнослужащими, и он пока оптимален", - сказал Заварзин. По его словам, сейчас "уже заданы все необходимые объемы призывного контингента".
Он отметил, что Генштаб ВС РФ уже озвучивал предложения по увеличению числа контрактников и, соответственно, сокращению числа солдат по призыву. По данным главы думского комитета, сейчас особое внимание уделяется частям постоянной готовности, кроме того, развивается военная техника, что требует увеличения числа хорошо подготовленных специалистов.
Заварзин сообщил, что сегодня число военнослужащих-контрактников составляет порядка 220 тысяч человек, а к 2016 году оно должно увеличиться до 425 тысяч человек.
"Это должны быть лучшие из лучших (и по уровню образования, и по состоянию здоровья, и по своей профессиональной и физической подготовке)", - отметил парламентарий.
Но, по его словам, такое увеличение - процесс медленный, требует времени.
"Отказаться же полностью от призыва юношей в армию сегодня не предоставляется возможным", - сказал депутат.
Одновременно с этим начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров заявил, что количество контрактников в российской армии будет увеличиваться с каждым годом, необходимость в них у Вооруженных сил (ВС) может увеличиться,
"Мы прописали, что мы набираем 425 тысяч контрактников, из них мы будем иметь 225 тысяч офицеров - это будет почти 70% контрактной армии. Но я думаю, что это неконечный этап. Мы с каждым годом намерены увеличивать количество военнослужащих по контракту для того, чтобы иметь ВС, способные действовать при любой обстановке", - сказал Макаров, выступая перед членами Общественно палаты РФ.
Таким образом НГШв принципе поддержал главную мечту солдатских матерей - отказаться от призывной армии. Николай Макаров заявил, что переход к комплектованию Вооруженных сил исключительно профессионалами - вполне реальная, хотя и неблизкая задача. Первые шаги на этом пути уже делаются. К 2017 году в строю армейских контрактников будет насчитываться 425 тысяч человек. По мнению генерала, это не предел, и количество военных профи решено постепенно наращивать до ста процентов.
- Мы могли бы полностью перейти на контрактную армию за один день. Но для подготовки профессионального бойца необходимо время. Поэтому ежегодно будут поступать на военную службу не более 50 тысяч контрактников, - сказал Макаров на слушаниях в Общественной палате РФ.
Почему не больше? Тут дело упирается в две проблемы. Первая связана с отбором кандидатов в солдаты-профи. Хотя по контракту в армию принимают только прошедших призывную службу, этих людей тоже необходимо учить. Трехмесячную подготовку новобранцев организуют в вузах минобороны. Но до отказа "забивать" военные училища и институты контрактниками нельзя - тогда в аудиториях не останется места для будущих офицеров. Тем более, что в ближайшие год-два минобороны намерено восстановить прием курсантов в свои учебные заведения.
Другая проблема - финансовая. С января денежное довольствие профессиональных солдат увеличится до 25 тысяч рублей в месяц. Дополнительные бюджетные средства рассчитаны по годам под строго определенное количество контрактников. Набирать больше минобороны будет не по карману.
Записывать военных профи в армию станут на вербовочных пунктах. По словам Макарова, они появятся в каждом субъекте РФ, и будут работать по заявкам Главного управления кадров минобороны. Для организации этой работы в военно-кадровом главке появится специальная структура - управление по набору на контракт. Там же определят список обязательных требований к кандидатам - по их образовательному уровню, здоровью, физическим и иным кондициям.
Что же касается призывников, их число в Вооруженных силах с каждым годом решено снижать, а службу ребят делать не такой суровой. Начальник Генштаба напомнил общественникам об уже действующих преференциях для срочников. К примеру, всех призывников Калининградской области распределили по воинским частям в этом анклаве. Более 40 процентов парней из столицы и Подмосковья тоже служат неподалеку от дома.
Удивительная вещь - как только военные пришли к пониманию, что солдата не обязательно отправлять за тридевять земель от родных мест, против такой политики стали возражать мамы-папы призывников. Николай Макаров рассказал, что, по его данным, более половины солдатских родителей теперь жалуются командирам на сыновей. Мол, те на выходные приходят в увольнение, встречаются с друзьями и - пошло-поехало. "Домашний отдых заканчивается не так, как хотелось бы", - подытожил генерал.
Тем не менее, ни от призыва, ни от послаблений в солдатской службе военные пока не отказываются. Более того, армейское командование готово бороться за предоставление своим бывшим и будущим солдатам особых привилегий. По словам Макарова, когда-нибудь в России утвердится правило: в армии служил - имеешь приоритет в карьерном росте, получаешь шанс устроиться на госслужбу. Не служил - твоя проблема.
Хотя, на самом деле, это проблема, скорее, государственная. Дело в том, что основой мобилизационного ресурса страны сейчас являются бывшие солдаты-срочники. Именно они придут на помощь армии в случае войны. И от того, насколько подготовленные люди пополнят строй, будет зависеть исход этой войны Николай Макаров впервые назвал численность российского мобрезерва - 700 тысяч человек. Из них в случае необходимости сформируют дополнительные 100 армейских бригад.
Члены Общественной палаты узнали от генерала еще об одной военной тайне. Оказывается до последней реформы центральный аппарат минобороны - а это более 51 тысячи человек - занимал 20 московских зданий. Сейчас в этом аппарате служат и работают чуть более 13 тысяч человек, и они спокойно помещаются в двух зданиях в центре Москвы.
Обсуждение темы на форуме ведется здесь >>>