Главный для военнослужащего правоустанавливающий документ – Закон «О воинской обязанности и военной службе», который ими чтится даже больше, чем Конституция РФ, после 6-ти лет стабильности текста подвергся корректировке.
Теперь внимание законодателей обратилось на статью, устанавливающую требования к порядку присвоения воинских званий. Смысл выполненных изменений акцентирован на усилении служебной дисциплины и установлении антикоррупционных правил поведения на службе. Инструментом воздействия выбраны рубли. Ранее, подобными методами были установлены стандарты в отношении физической формы военных – невыполнение нормативов на ежегодных спортивных проверках неизбежно уменьшало размер денежного довольствия.
Прежний порядок увеличения количества или размеров звезд на погонах, зависящий от срока выслуги между очередными званиями и наличия штатной должности, соответствующей будущему званию, дополнился иными составляющими. Теперь на каждого офицера будут скрупулезно собираться данные о всех нарушениях воинской дисциплины. При их значительном числе начальники вынуждены будут внимательно подойти к вопросу повышения в звании и имеют право перенести это важное для претендента событие на более поздний срок.
Если первый постулат касается всей массы военнослужащих, то второй – исключительно довольно высоких чинов, сделавших успешную карьеру и имеющих отношение к распределению вверенных им финансов, материальных ресурсов или продвижения по службе подчиненных. Теперь им вменено в обязанность предоставлять декларацию о доходах, отказываться от дорогих подарков, обязательно докладывать о возможных конфликтах интересов, не иметь имущества или банковских счетов заграницей. Ничего нового в этом перечне нет. Многие его положения довольно обычны для категории государственных служащих или кандидатов в депутаты законодательных собраний различного уровня.
Ни в коем случае нельзя говорить о новшествах, как о стремлении просто ужесточить наказания. Напротив, подобный шаг можно рассматривать, как попытку дифференциации строгости наказания от тяжести проступка. Ранее, при доказанном случае участия должностного лица, принадлежащего к когорте военнослужащих, в схеме, определенной, как конфликт интересов, автоматически следовала формулировка об утрате доверия и, как следствие, увольнение из рядов ВС. Теперь возмездие может быть охарактеризовано, как исключительно материальное. Допустивший подобное воинское правонарушение лишается права на повышение по службе и теряет дополнительные денежные бонусы в своем кошельке.
Насколько действенны задуманные меры покажет ближайшее будущее. Практика применения закона расставит все на места. Заложенная идея, действительно, по своему благородна и актуальна. Но в армии действует авторитарная система управления и по другому быть не может. Права начальников допускают предвзятый подход к некоторым своим подчиненным, выраженный в регулярном вынесении им дисциплинарных взысканий. В отличии от гражданских лиц, которым Трудовой Кодекс гарантирует разнообразные формы защиты своих попранных прав армейские порядки, а самое главное менталитет людей в погонах могут стать непреодолимой помехой в достижении справедливости.
Коррупционные схемы отличаются исключительным разнообразием. Следующая проблема, перед которой пока бессилен даже изменяемый закон заключается в практике перехода отставных высоких чинов на работу в предприятия ВПК, где они продолжают активно трудится в той же сфере, что и на службе. Такая кардинальная смена ролей не может произойти мгновенно и, зная, что скоро войсковая часть будет сменена на кабинет в акционерном обществе или корпорации заказчик вооружения или работ может заранее «подыграть» своим будущим хозяевам. Доказать личную заинтересованность высокого чина в будущих результатах его решения весьма затруднительно. За ним в эту же структуру могут потом валом пойти его сослуживцы, сплетая замысловатую паутину, в которой есть место коррупционным нитям.
Обсуждение темы на форуме ведется здесь >>>