Суд Хатлонской области Таджикистана во вторник после пятичасового заседания отпустил из-под стражи российского и эстонского летчиков Владимира Садовничего и Алексея Руденко
Также было приостановлено дело против владельца самолетов, на которых они летали.
Ранее, 8 ноября летчики были осуждены судом города Курган-Тюбе и приговорены к 8,5 годам лишения свободы за незаконное пересечение границы, контрабанду и нарушение правил международных перелетов, однако позднее прокуратура Таджикистана попросила суд смягчить наказание.
Россия и Эстония уже заявили о том, что приветствуют решение таджикского суда, между тем опрошенные РИА Новости депутаты Госдумы и политологи полагают, что залогом скорого освобождения летчиков стала жесткая позиция, которую заняли российские власти и общество.
История вопроса
В марте 2011 года два самолета Ан-72 компании Rolkan Investments Ltd, экипажи которых возглавляли Владимир Садовничий и Алексей Руденко, завершили перевозку продуктов и гуманитарной помощи в Афганистане и вылетели из Кабула в аэропорт города Курган-Тюбе, предварительно получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном. Однако диспетчер «Таджикаэронавигации» заявил, что «на земле» разрешения нет, а потому самолеты должны вернуться в Кабул. Так как топлива на обратный путь у самолетов не было, пилоты совершили посадку в Курган-Тюбе, где и были задержаны. По данным СМИ, главным аргументом обвинения в суде стал полуразобранный авиадвигатель, который экипажи самолетов использовали в качестве запчастей — его сочли контрабандой.
Восьмого ноября суд города Курган-Тюбе приговорил летчиков к 8,5 годам лишения свободы за незаконное пересечение границы, контрабанду и нарушение правил международных перелетов. Оба самолета были конфискованы. В Москве приговор вызвал негативную реакцию, российский МИД назвал его «крайне суровым и политически ангажированным».
Адвокат пилотов Гулом Бобоев назвал приговор «необоснованным и противозаконным», но попросил «не политизировать процесс».
Спустя несколько дней глава ФМС Константин Ромодановский сообщил о задержании в Москве за нарушение миграционного законодательства 134 граждан Таджикистана и подготовке к высылке на родину еще около 100 таджиков, ранее совершивших правонарушения.
Президент РФ Дмитрий Медведев в свою очередь заявил, что высылка таджикских нарушителей из РФ не является ответом на приговор летчикам, и впредь нелегалов будут выдворять из страны регулярно.
Позднее президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил о том, что берет дело летчиков под личный контроль, отметив, что вопрос следует решить дипломатическими путями, но в рамках конституционных законов Таджикистана, и так, чтобы не испортить союзнических и стратегических отношений с Россией. После вынесения летчикам приговора посол РФ в Таджикистане Юрий Попов трижды обсуждал их судьбу: дважды с президентом Эмомали Рахмоном и один раз с руководством МИД Таджикистана.
Между тем, 14 ноября было возбуждено уголовное дело против руководителя Rolkan Сергея Полуянова, которой принадлежали оба Ан-72. Ему вменялись те же статьи, что и осужденным летчикам — контрабанда, незаконное пересечение границы, нарушение правил полетов.
Прокурор сменил гнев на милость, летчиков отпустили
Пятнадцатого ноября Хатлонская областная прокуратура направила в областной суд протест и попросила суд смягчить наказание с учетом личностей осужденных и в связи с тем, что они являются гражданами стран — стратегических партнеров Таджикистана.
Во вторник гособвинение, ранее требовавшее строго наказать пилотов, назвало приговор городского суда «слишком суровым». Вместо 8,5 лет прокурор попросил назначить им наказание в виде 2,5 года лишения свободы по статье 289 (контрабанда), 1,5 года — по статье 335 (нарушение госграницы Таджикистана). По совокупности статей путем частичного сложения прокурор потребовал для летчиков 2,5 года и 14 дней лишения свободы. Учитывая, что полгода они уже пробыли в заключении, а также с учетом амнистии, которая действует до 1 декабря, прокурор предложил отпустить их из-под стражи в зале суда.
Посовещавшись, суд согласился с предложением прокурора, «принял во внимание личности подсудимых» и освободил их в зале суда.
Выйдя из под стражи, Садовничий поблагодарил всех, кто принимал участие в его освобождении.
«Самое главное, что я на свободе, остальное — потом», — сказал он и уехал в Душанбе на машине посольства РФ.
Также во вторник приостановлено уголовное дело против главы Rolkan Полуянова. В данный момент Госкомитет нацбезопасности Таджикистана, ФСБ России и правоохранительные органы Афганистана проверяют законность его действий. Между тем, самолеты, на которых Садовничий и Руденко прилетели в Таджикистан, конфискованы как вещдоки по этому делу.
Россия и Эстония приветствуют освобождение летчиков
Как заявили РИА Новости в МИД РФ, Россия приветствует освобождение в Таджикистане российского летчика. «В МИД РФ позитивно расценивают тот факт, что российский гражданин Садовничий решением таджикского суда был освобожден из-под стражи», — сказал собеседник агентства в министерстве.
Официального комментария МИД пока не последовало.
Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт также выразил удовлетворение решением таджикского суда.
«Хорошо, что сегодня принято такое решение, и очень приятно, что Алексей Руденко и его коллега Владимир Садовничий освобождены. В последние дни мы активно работали над этим вопросом вместе с властями Таджикистана и Евросоюзом. Я сам два раза говорил по телефону с таджикским коллегой», — сказал РИА Новости Паэт, который находится с визитом в Австралии.
Позиция России как залог успеха
Между тем, опрошенные РИА Новости депутаты Госдумы и политологи полагают, что именно твердая позиция России привела к скорому освобождению летчиков.
«На мой взгляд, на решение суда повлияла позиция России в первую очередь. Игнорировать интересы нашей страны, пренебрегая правом и законодательством даже собственной страны, недопустимо», — сказал РИА Новости зампред комитета Госдумы Андрей Назаров.
«Какие-то, на мой взгляд, внутрикулуарные процессы в системе правосудия их страны привели к обвинительному приговору. Сейчас жесткая позиция России привела к тому, что они осознали свою ошибку. Это правильно, и наша позиция всегда должна быть такой», — добавил депутат.
Депутат считает, что для таджикских властей эта история «будет хорошим уроком».
Депутат-единоросс, член комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин в целом согласился с мнением коллеги. Он, однако, считает, что «осадок останется» и эта история «будет оказывать влияние на российско-таджикские отношения».
«Прилива чувств (в отношениях РФ и Таджикистана) ожидать не следует», — добавил он.
Парламентарий обратил внимание и на то, что таджикская Фемида не оправдала летчиков, поскольку амнистия не означает отказа от обвинения.
Глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников в беседе с корреспондентом РИА Новости выразил надежду, что в этом деле не было политической подоплеки.
«Не хотелось бы верить в то, что политика повлияла на правосудие. Все-таки на первом месте правовые позиции… Для меня, как человека, который занимается юриспруденцией, это вообще была странная история. Для чего это было нужно, непонятно», — сказал депутат.
По словам председателя исполнительного комитета — исполсека СНГ Сергея Лебедева, российское руководство не раз подчеркивало, что отношения стратегического партнерства между двумя странами «вне зависимости от этого инцидента сохранятся».
«Надеюсь, что это (решение суда) позволит снять, на мой взгляд, несколько искусственную напряженность, которая возникла в отношениях между Россией и Таджикистаном. Это, конечно, будет способствовать улучшению взаимодействия в целом в рамках СНГ. Так что я только рад этому», — отметил он.
Директор Института политических исследований Сергей Марков отметил, что пока сложно сказать, «что в ответ получит таджикская сторона, есть ли там какая-то договоренность о чем-либо, каких-то уступках».
По словам члена Общественной палаты Анатолия Кучерены, вердикт суда вызывает противоречивые чувства, поскольку Владимир Садовничий не оправдан, а освобожден по амнистии.
«Летчиков в Таджикистане выпустили под амнистию. Честно говоря, у меня противоречивые чувства по этому поводу, ведь их не оправдали. Я до сих пор считаю, что состава преступления там не было. Как только россиянин Владимир Садовничий прилетит в Москву, я встречусь с ним, и мы решим дальнейшую судьбу разбирательства, будем ли мы обжаловать приговор или предпринимать какие-либо другие действия», — сказал Кучерена, слова которого приводятся в сообщении пресс-службы палаты.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что освобождение не поставило точку в деле российского и эстонского летчиков. По его мнению, освобождение летчиков — это, безусловно, хорошо, но в деле остается много открытых вопросов.
«Я считаю, что история не закончена, тем более, что их отпустили по нереабилитирующим основаниям, а у меня сложилось такое впечатление, что не было самого события преступления», — сказал Минченко во вторник РИА Новости.
Эксперт также отметил, что неясной остается судьба самолетов: вернет ли их таджикская сторона или оставит себе.
Минченко убежден, что Таджикистан освободил летчиков только из-за жесткой позиции российских властей.
«Отпустили потому, что поняли, что политические риски после заявлений представителей российского руководства резко возросли», — сказал он.
По словам эксперта, освобождение летчиков «несколько снизит остроту» в отношениях России и Таджикистана, но безоблачными их не сделает, так как помимо «дела летчиков» есть и другие достаточно острые вопросы. В частности, вопрос с охраной границ Таджикистана с Афганистаном, откуда несколько лет назад вывели российских пограничников; вопрос о правах немногочисленного русского и русскоязычного населения Таджикистана и другие.
«То есть, еще есть вопросы, которые имеет смысл решать с руководством Таджикистана, тем более, что большое количество граждан этой страны работают в России», — отметил Минченко.
Обсуждение темы на форуме ведется здесь >>>